Семь лет назад нынешний премьер (а тогда президент) Дмитрий Медведев произнес фразу (ставшую после афоризмом) о том, что пора прекратить «кошмарить» бизнес. За это время многое изменилось, но в среде предпринимателей разговоры о притеснениях и нарушениях со стороны надзорных и проверяющих органов звучат ничуть не реже, чем тогда. Наш корреспондент попытался разобраться, насколько эта проблема актуальна и не преувеличен ли уровень прессинга на бизнес.
Один к одному?
Для начала немного сухой статистики. По данным краевой прокуратуры, в прошлом году было выявлено 4 918 нарушений со стороны проверяющих и органов исполнительной власти в отношении бизнеса. В это число входят все виды нарушений, административных барьеров и прочих неприятностей, которые может учинить чиновник предпринимателю. Кроме того, в 2014 году прокурорами вынесено 664 протеста на незаконные правовые акты органов госвласти и муниципалитетов, внесено 485 представлений о нарушении законов, 289 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 46 – к административной, 29 – получили предостережение.
С первого взгляда цифры кажутся внушительными. По данным Красстата, в регионе на конец прошлого года зафиксировано почти пять тысяч малых предприятий и 340 средних. Если разделить число предпринимателей на число нарушений, на каждого придется почти по одному нарушению (в реальности это не так, потому что в отношении одного субъекта может выявляться до нескольких нарушений сразу). Впрочем, можно с уверенностью сказать, что практически любой в той или иной мере сталкивался с беззаконием или административными барьерами.
Почти пять тысяч нарушений – это серьезная цифра, над которой стоит призадуматься.
С другой стороны, стоит учитывать, что нарушений со стороны самого бизнеса, которые фиксируются во время всевозможных проверок пожарными, санслужбами, налоговиками, в разы больше.
Вечная проблема?
Очевидно, что административная нагрузка на малый и средний бизнес все еще достаточно велика. Но, с другой стороны, в попытках «перестать кошмарить» не нужно бросаться и в другую крайность, избавляя предпринимательское сообщество от всех проверок. Полная свобода тоже чревата последствиями. Если не проверять тот же общепит, в конце концов можно дождаться и массового несоблюдения банальных санитарных норм и как следствие отравлений.
Предприниматель Александра Плотникова считает, что проблема нарушений при проведении всевозможных проверок была и будет всегда:
– Конечно, не очень приятно, когда кто-то стоит над душой. Но в некоторых сферах без этого нельзя. Элементарные правила санитарной и пожарной безопасности – это святое. Хотя зачастую и тут бывают перегибы и откровенная глупость.
Конечно, задача-максимум – избавиться от прессинга совсем. Но необходимо понимать, что в проблеме ведь по большому счету не чиновники виноваты. Они всего лишь исполняют законы, хотя кто-то, конечно, интерпретирует их сообразно своим интересам.
Первопричина как раз во всевозможных актах и законах. Некоторые требования действительно выглядят абсурдно. Я уверена, что никакими благими намерениями и заботой о здоровье граждан не может быть объяснена надобность собирать кучу справок и разрешений, чтобы торговать пирожками. А ведь там, где куча бумаг, вероятность возникновения коррупции велика как нигде.
По словам Александры Плотниковой, нужен понятный алгоритм создания и дальнейшей деятельности компании:
– Практика одного окна – вот идеальная модель. Пришел, сдал документы, зарегистрировал фирму – и все. Не нужно ходить в Роспотребнадзор, не нужно отправлять продавца на получение санкнижки… Нужно, чтобы все этапы стали более удобными, простыми и понятными. Пускай проверяющих будет много, но все это должно быть сконцентрировано в одном месте.
Депутат Заксобрания Красноярского края Юрий Швыткин рассказывает: иногда сами бизнесмены административные проверки используют как способ борьбы с конкурентами. Зачастую одна компания просит проверить другую в надежде на то, что у соперника по бизнесу обнаружатся какие-нибудь нарушения. Пока суд да дело, жалобщики уже завоевали определенную долю на рынке, а конкуренты уныло плетутся позади.
Об этом в свое время говорил и нынешний премьер Дмитрий Медведев, отмечая существование проверок и всякого рода «наездов» по коммерческим наводкам.
– В мой адрес поступают жалобы на действия проверяющих органов. Безусловно, проблема есть. Но не проверять бизнес – это ведь тоже неправильно, – считает Юрий Швыткин.
На защите прав
По словам парламентария, необходимо создать четкую структуру защиты предпринимателей от административного и властного произвола. Одним из таких приемов может стать создание краевого института омбудсмена по защите прав предпринимателей, как это было сделано на федеральном уровне. Депутат отметил, что сейчас в регионе рассматривается возможность создания подобной структуры.
Пока же Юрий Швыткин советует предпринимателям, попавшим в затруднительные ситуации, обращаться в прокуратуру, к депутатам, в органы власти. К слову, в прокуратуре именно этим вопросом занимается целый отдел. Как показывает практика, при должной активности обращающегося результат достигается достаточно быстро.
Предприниматель Александра Плотникова уверена, что бизнес-сообщество поддержит введение новой должности.
– Появление института омбудсмена для бизнеса в крае, безусловно, очень важно. Необходимо, чтобы за ситуацией следили со стороны. Чтобы предприниматель мог просто обратиться к независимому лицу, не связанному с госучреждениями. При этом нужно оставлять и усиливать традиционные меры надзора за самими проверяющими.
Как будет на самом деле, покажет время. Очевидно одно: что даже в Красноярском крае, где доля малого и среднего бизнеса в общей экономической корзине традиционно не так уж и велика, его роль все же существенна. Это и дополнительные рабочие места, и диверсификация экономики. А в условиях кризиса роль малых предприятий становится еще более значимой на фоне больших компаний. Ведь не зря же губернатор Красноярского края Виктор Толоконский в своих недавних поручениях особенное внимание просил уделить поддержке как раз этого «малого» сектора экономики.
В то же время, требуя лояльности и предсказуемости, сам бизнес должен отвечать адекватными шагами. Сегодня ни для кого не секрет, что многие из предпринимателей пытаются работать вне правового поля. Оптимизация налогов, уход в тень, банальная неуплата фискальных сборов… Это классический набор «удачливого» бизнесмена. Именно эти же люди зачастую требуют справедливости от государства. Для начала нужно самому соответствовать условиям, а уж потом требовать что-то.
Бюджетные потери от ухода бизнеса в тень только в секторе малого предпринимательства оцениваются в одном только краевом центре в 20–30 %.