Нужно ли расширять сеть домов престарелых?

Нужно ли расширять сеть домов престарелых?


Владимир Путин поручил правительству до 2018 года ликвидировать очередь в дома престарелых, которая, по данным Минтруда РФ, составила более 16,5 тысячи человек. Планируются реконструкция существующих и строительство новых учреждений, а также развитие альтернативных форм ухода за пожилыми людьми (волонтерское движение, поддержка семей, ухаживающих за стариками без помощи государства).

Дело, разумеется, благое, но в связи с ним вспоминается призыв власти усыновлять сирот и тем самым сокращать число детских домов вплоть до полной их ликвидации. То есть основной груз заботы должно брать на себя общество, а государство – только помогать. Возможно ли такое со стариками?

Резиденция для пожилых

А почему бы не делать то же самое, только лучше?

Хотим мы того или нет, но все меняется, в том числе устои, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Поэтому наши притязания «сохранить наши исконные ценности» и при этом рваться в постиндустриальное общество напоминают попытку усидеть на двух стульях.

Несколько лет назад стоило только заикнуться о том, что старость, проведенная в доме престарелых – если, конечно, там все отлажено, – не такая уж скверная вещь, как начиналась громкая патриотическая манифестация: «Как?! Родную мать?! Отца? Бабушку?! Отдать в этот…» и т. д.

Однажды (по глупости, наверное) попробовала высказать разумную, на мой взгляд, мысль, что стариков вообще-то тянет к старикам, как и детей к детям – ведь ездили же мы в пионерлагеря, – так услышала в ответ от одной дамы, кстати, довольно молодой:

– Вот в старости твои дети сдадут тебя в дом престарелых, тогда поймешь, норма это или нет. Тебе все родители дали, а ты их в дом престарелых, как мусор на помойку. Совсем из ума выжила!

Я ей ответила: «Пусть отдают!», – но она не услышала, убежала разгневанная. Хотя надо признаться, детей у меня нет (надеюсь, будут), а родители мои в полном порядке – обоим чуть за 60, живут в своей квартире. Если случится так, что за кем-то из них надо будет ухаживать, то придется нанимать сиделку – других вариантов нет, поскольку мой рабочий график часто не позволяет как следует выспаться, не то что за больным ухаживать. Ну а если и сиделка не поможет, тогда придется подумать о доме престарелых. Или, как теперь говорят в просвещенных кругах, «резиденции для пожилых».

Перемены?

Говорю это совершенно осознанно, поскольку, во-первых, люблю своих родителей и считаю, что лучшее решение – это разумное решение, а не продиктованное мнением некоего абстрактного большинства. А во-вторых, мне надоело наше постоянное фарисейство по поводу того, что в дом престарелых попадают только одинокие и родители моральных уродов, стремящихся ограбить своих стариков.

Парочка пожелые_43_олег кузьмин.JPGНо надо отметить, что в последнее время моя, прямо скажем, вызывающая позиция все чаще встречает положительный отклик. Когда готовила этот материал, нашла в Интернете несколько дискуссий о домах престарелых, которые, признаюсь, меня удивили: мои сторонники понемногу становятся большинством – пусть со скрипом и оговорками, но становятся… Вот несколько реальных, что называется, житейских историй – «теоретикам» на заметку.

«Когда я узнала, что моя подруга сдала свою маму в дом престарелых, естественно, все наши знакомые и я в том числе были в шоке. Но потом, проговорив на эту тему с подругой не час и не два, я ее поняла и считаю, что она сделала правильно. Наше совдеповское воспитание корежит и ломает нам всю жизнь. Почему мы спокойно, без угрызений совести отдаем своих двух-трехгодовалых детей на весь день в детский сад. Знаем, что поначалу они все без исключения начинают болеть. Истерики на входе в садик все наблюдали, наверное… Нам их как-то не жалко. Потом в школу, еще и безумно радуемся, что продленка до семи вечера есть. А вот старого, пусть даже самого родного человека, но уже требующего постоянного контроля и специального ухода, мы стесняемся в дом престарелых отдать? Мы не виноваты, нас так воспитали. Детей в сад для того, чтобы из них стадом строителей коммунизма делали, – это нормально. А вот стариков пусть родственники сами тянут, от них государству никакой пользы, в отличие от наших детей, нет и уже не будет?»

Или вот: «Моя мама больна болезнью Паркинсона уже 15 лет. И все это время для меня превратилось в ад. Принимая препараты от этой болезни, она изменилась, стала злобна, агрессивна, нередки были и побои с ее стороны. Ночами она никогда почти не спит, орет, бродит по квартире и стучит по стенам. Если она чего-нибудь захочет, то никаких отказов быть не должно, иначе она тут же бежит по соседям и жалуется, жалуется, плачет, а дома падает на пол и катается, пока не ублажишь ее желания… Жалко ее, но мне тяжело такое терпеть на протяжении стольких лет. Я одна, нет детей, нет родных никого, надо ходить на работу посменно, оставлять ее одну уже нельзя, болезнь сильно прогрессирует, сиделки очень дорогие. Я отдала маму в платный дом престарелых. Судите и негодуйте те, кто не был на моем месте!»

Что делать?

А теперь о неизбежных переменах. Дома престарелых распространены преимущественно в странах, где преобладающим типом семьи является нуклеарная, в которой взрослые представители разных поколений живут независимо друг от друга. Это США, Северная и Западная Европа, Япония, то есть самые развитые регионы планеты. По статистике, около половины американских пенсионеров выбирают для жительства дома-интернаты. В менее прагматичной Европе процент этот пониже, но тенденция все равно налицо: при наступлении 60–70 лет представители западных стран стремятся переехать на отдельное место жительства, поскольку образы жизни их и повзрослевших детей не стыкуются. Причем на Западе есть то, чего нет у нас, – развитая система клубов, домов отдыха и даже туристических агентств для пожилых людей, т.е. все для того, чтобы проводить время в кругу ровесников.

Причина такого целенаправленного «бездушия» проста: пока человек в расцвете сил, все эти силы отнимает работа. Тот фешенебельный мир, о котором мы все мечтаем, на самом деле принимает только усердных и выносливых. Времени у «игроков» не хватает даже на тихие семейные радости, не говоря уж о самоотверженном служении немощным предкам, – отсюда и «бездушие». Основательное, с участием государства и бизнеса.

3107.jpgТо же самое ждет всех нас или уже «дождалось»: в столицах, да и во многих крупных городах уровень конкуренции почти не уступает западному. А между тем, по прогнозам социологов, уже в следующем году в России будет свыше 35 миллионов стариков, и число это, ввиду невысокой рождаемости и общего старения населения, будет только расти – такова тенденция для всех развитых стран. Спрашивается: что делать будем?

Не удивляйтесь – то же, что и делали. Только лучше, на порядок лучше. Нужно строить новые дома престарелых и повышать качество их работы.

Прежде всего следует на порядок уменьшить число бюрократических процедур при устройстве стариков. Опыт есть: достаточно посмотреть, как работают с клиентами современные, действительно хорошие банки, поликлиники, всевозможные регистрационные учреждения – они есть, и не надо спорить. Да и образец самих интернатов есть, и не за границей, а у нас – это частные дома (или «резиденции для пожилых»). Пока их считаные единицы и в основном в столицах. Вот, к примеру, краткий перечень услуг одного из таких учреждений в ближнем Подмосковье. Питание: 5–6 раз в день. Медпроцедуры: внутримышечные и внутривенные инъекции, капельницы, контроль за приемом лекарств. Нуждающихся моют и помогают принять душ. Уборка комнат и смена белья – ежедневно. Связь с близкими по Skype в любое время суток. Пациентов, само собой, всячески развлекают, в пансионате работают аниматоры, для бодрых подопечных организуют пешие прогулки, викторины, вечера воспоминаний. И стоит это отнюдь не заоблачных денег – от 20 до 30 тысяч рублей в месяц. Для работающего молодого человека вполне посильная сумма, чтобы выполнить свой сыновний долг.

В Пекине число пожилых жителей составляет 2,63 млн человек – 20 % общей численности населения. В столице 400 домов престарелых на 76 тыс. койко-мест. Из них 29 тыс. мест принадлежат госучреждениям и 47 тыс. – частным домам престарелых. Правительство сокращает расходы на услуги частных организаций путем предоставления субсидий и льгот по оплате коммунальных услуг.

В городе Сан-Сити (США) можно жить, только если тебе больше 55 лет. Население – 39 тыс. человек, средний возраст жителей 72,4 года. Инфраструктура – 7 центров отдыха, 11 полей для гольфа, бассейны, студии аэробики, танцев, теннисные корты, 120 клубов, 2 рыболовных озера.

Маргарита Высотина

Старый – что малый

Усыновлять сирот, ухаживать за стариками – одно и то же

Не так давно одно из кавказских изданий сообщило, что в Грозном открылся реабилитационный центр для пожилых. Пребывание там ограничено сроком от месяца до полугода – по обстоятельствам.

Есть, например, у дедушки только внук и больше никого. Внуку надо уехать, скажем, на заработки – вот он туда дедушку и приводит. А срок ограничен, потому что старика обязательно заберут, иной вариант даже не рассматривается. Самое же главное в другом. Этот центр – единственный на всю республику с населением более 1,3 миллиона человек. Так же как и собственно дом престарелых там только один – в Грозном (для сравнения, в Красноярском крае их более четырех десятков).

Как сообщает издание, во время войны стариков эвакуировали, но после окончания боевых действий вернули обратно.

«В настоящее время в нем проживают более 90 человек, большинство из которых являются представителями русскоязычного населения… Недопустимым для чеченцев отдавать пожилых родственников на уход чужим людям считает житель Грозного Мовсар И.: «У меня больная мать, которой за 90 лет. Она страдает провалами памяти, несколько раз уходила из дома, и нам приходилось ее искать по всему городу. Но я никогда не отдам ее ни в дом милосердия, ни куда-нибудь еще…»

Нет домов престарелых и в Таиланде, стране далеко не богатой. Правда, пенсий там тоже по большому счету нет (система только-только зарождается), но для тайцев содержать стариков – в порядке вещей. Тяжело это или нет, опять же за пределами дискуссий.

Моральная установка

Уже приходилось слышать, как подобный чужой опыт нам ставили в вину (а что нам в нее не ставили?). Однако надо признать, что в России тот, кто отдает пожилых родственников, а тем более родителей, под казенную заботу, считается человеком нехорошим. Во всяком случае, есть такая распространенная моральная установка, которая воспроизводилась культурой из поколения в поколение. К примеру, одним из кинохитов начала 80-х стал фильм Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь…», в котором рассказывалось о безмятежной жизни старичков и старушек, по преимуществу отставных служителей муз, в таком вот учреждении с колоннадой и садом, но идиллическую картину портил бездушный начальник, обращавшийся к подопечным как вождь – через громкоговоритель на столбе: «Вниманию контингента!» В те же годы трудящиеся полюбили новую песню Ярослава Евдокимова «Дом престарелых». Там тоже поначалу идиллия:

Но можно тронуться умом,

когда увидишь этот дом,

Представишь, что когда-нибудь

ты здесь закончишь жизни путь.

Не дай вам бог на склоне лет

в том доме есть бесплатный хлеб.

На простынях казенных спать

и сына по субботам ждать.

Короче говоря, мораль простая и сильная: казенная старость – плохая старость. Даже если сытая и окруженная заботой.

После падения Союза началась эра повальной чернухи, безобразным стало все, а дома престарелых – в особенности. Пресса регулярно рассказывала об этих «рассадниках ужаса», в которых стариков обкрадывали, объедали, даже били, что, увы, часто соответствовало действительности: во времена всеобщего падения нравов – вещь не удивительная… Но, по-моему, моральная установка от этого только укрепилась: казенный хлеб всегда горек, а такой – тем более. К тому же сама казна отодвинула заботу о старых и одиноких на самый задний план. И поскольку ничто не происходит без последствий, наступил роковой 2007 год, когда один за другим сгорели три таких учреждения – на Кубани (63 человека погибло), в Омской области (10 жертв) и под Тулой (31 погибший). В два следующих года сгорели дома престарелых на Белгородчине (обошлось…) и в Республике Коми, где погибло 25 человек.

Конечно, после такой серии трагедий (а горели тогда не только учреждения для стариков, но и сельские школы, например) последовали «оргвыводы». Во всяком случае, теперь за пожарную безопасность особо переживать не стоит, да и вообще проверяющих инстанций такое неимоверное количество, что казенному произволу развернуться особо-то негде. Но сути вопроса – кто должен взять на себя основной груз обеспечения достойной старости: государство или общество? – это не меняет.

Крестьянский корень

Говорить о том, что всех одиноких стариков надо «разобрать по рукам», а богадельни закрыть, по меньшей мере неразумно. Это утопия, и она не обсуждается. Тем более что любая утопия разбивается о бесконечное число частностей. Не замечать их нельзя.

Старики-01-Олег Кузьмин.JPGЧто делать старику действительно одинокому, как перст? Старших у нас все же принято уважать, но не до такой же степени, как у чеченцев или тайцев, чтобы безотказно брать на общие поруки. Куда деваться человеку, которого бросили дети (или откровенно сживают со свету), он ведь, в сущности, такой же сирота, если не больший? Как быть, наконец, если для того, чтобы ухаживать за больным стариком, нужна медицинская квалификация, деньги и время, а ни того, ни другого, ни третьего нет? Таких частностей много, каждый может назвать еще с десяток, включая старческие чудачества…

Самые правильные наверняка скажут, что никакие частности не принимаются – это твой крест, неси и не скули. Другие по привычке обратят взор к государству и скажут, что оно обязано «отладить сервис», тем более что образцов полно – в Европе и Америке.

Но есть вещи, в которых заинтересованы все, и государство в том числе, а может, и более всех. Во-первых, заезженное понятие «социальная стабильность» держится не столько на разных пенсиях-пособиях-программах, сколько на сохранении основ национальной жизни. Несмотря на все индустриальные преображения, в русских (о других не могу говорить) остается крестьянский корень, и одна из непреложных родовых заповедей гласит о том, что, если у человека есть дом, то человек должен закончить свои дни именно там и на чьих-то руках – лучше всего родных. Сыт он будет при этом или нет – вопрос второй степени. Заповедь взялась не столько из доброты, сколько из обычного рационального соображения: финал жизни более важен, чем ее начало. Самый никчемный, вялый «людской материал», как известно, получается из тех, кто заранее готов к тому, что в конце его ждет тюрьма или богадельня.

В ранние советские годы государство ломало обществу хребет «скользящим графиком», который попросту не позволял семье собраться вместе, страхом признать свои корни и конвейерным производством разного рода казенных домов – интернатов, спецшкол, спецприемников… Важно не повторить это, пусть даже под предлогом «повышения качества жизни граждан». Если государство заинтересовано в стабильном обществе (а оно заинтересовано), то куда разумнее не брать весь груз на себя, а поддерживать, стимулировать это естественное, здоровое начало. Способы могут быть разными. Есть, например, целый комплекс поддержки приемных семей, патронат, пособия по уходу за детьми и прочее – почему бы не обратить это на стариков? Ведь «старый – что малый». Во всяком случае, это лучше, чем строить новые дома престарелых. Дальновиднее.

Иван Петров

Сергей КОМАРИЦЫН, историк

В России богадельня («для Бога») – это учреждение для тех немощных, кто навсегда потерял родственников. Они были разными: интернаты для «старых большевиков» – что-то вроде пятизвездочного отеля с высококвалифицированной медицинской помощью – и дома для престарелых, где одиноких ветеранов терроризировали бывшие уголовники, устанавливая там свои порядки. Конечно, государство обязано заниматься такими своими гражданами и делать это ответственно и с состраданием. Однако еще классики говорили, что цивилизованность общества определяется отношением к старикам и детям. В нескольких республиках СССР не было ни домов престарелых, ни детских домов. И сирот, и одиноких стариков забирали в свои семьи дальние родственники или вообще незнакомые люди. Когда-то была такая традиция и в самой деревенской России. Увы, современный порядок предполагает потерю традиционных нравственных ориентиров. Единственное, что в этой ситуации обнадеживает, – бескорыстное волонтерское движение, которое не беспроблемно, но растет. Когда молодые люди где-то в хосписах или домах престарелых помогают старикам – значит, не все еще потеряно.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности