Сезон археологических раскопок в этом году завершен. О некоторых его результатах мы уже рассказывали на страницах «НКК». Например, о работе специалистов на месте будущей железной дороги Кызыл – Курагино. Но, как оказалось, немало интересного для археологов есть и на севере края. Речь идет об исследовании древнего города – Новой Мангазеи.
Мангазея – это древний заполярный город, который был основан в 1601 году в Западной Сибири. Существовал он всего несколько десятилетий – в конце XVII века появилась Новая Мангазея – город «перенесли» на территорию современного Туруханского района. Его исследованием занимается уже не первый год экспедиция ООО «НПО «Северная археология – 1». Этот сезон стал очень удачным.
– Нижние слои раскопа датируются XVII веком, – рассказывает руководитель раскопок, археолог Мария Рудковская. – Были найдены и целые мужские ботинки, и женские модные туфельки на изящном каблучке, и фрагмент деревянных грабель, и наконечники стрел, шахматные фигуры, одна – высокохудожественной работы костяная пешка. Это является свидетельством определенного культурного уровня населения. Предметы второго раскопа – костяные гребешки, расчески – подтверждают развитие в Новой Мангазее местного косторезного производства из бивня мамонта.
Находки интересные. Но есть среди них и та, что имеет статус «сенсационной». Это берестяная грамота – первая и единственная в Восточной Сибири. А по всей России найдется не более 10 населенных пунктов, где были обнаружены такого рода записи. Новгород, Торжок, Москва, Смоленск… С помощью берестяных грамот историки изучали развитие языка, культуру, особенности быта наших предков. О чем нам расскажет наша грамота?
– Это кусочек бересты с начертанными на нем буквами – алфавитом, – рассказывает Мария Рудковская. – Специалисты сразу определили, что надписи на грамоте были сделаны еще до реформы Петра I – то есть примерно в самом начале 1700-х годов. У современных людей впечатление, что там была глушь, а на самом деле осваивали-то Сибирь с севера. Люди шли через Северный морской путь, Обскую губу, потом – в Старую Мангазею. Затем – по Тунгуске, Лене, дальше – на восток, в сторону Колымы. Они ставили остроги, крепости, которые потом превращались в города.
Качество экспонатов за счет пребывания в вечной мерзлоте удивительное, но для хранения нужны особые условия. Если их не соблюдать, находка начинает деформироваться, рассыпаться, и все, что хранилось несколько веков, исчезает за несколько дней. Поэтому специальная лаборатория работала прямо на месте.
Интересно, если бы не раскопки, кто и когда нашел бы берестяную грамоту? Судя по всему, произошло бы это не скоро – наши ученые там не работают. Слишком затратно. Дорог там нет, действует только авиасообщение, а оно, как известно, совсем недешевое.
– У нас этим фактически никто не занимается, – рассказывает Александр Хромов, доцент кафедры всеобщей истории Красноярского государственного педагогического университета. – Почему? Нет специалистов по «феодальной» археологии. Да и вопрос финансирования важен. На раскопки выделяют деньги, когда объект находится на стадии разрушения либо он мешает какому-либо строительству. У нас в крае примерно такой подход существует. Новая же Мангазея ни под одну из этих категорий не подходит.
Жаль, что возможность увидеть новые экспонаты, имеющие прямое отношение к истории края, красноярцам может так и не представиться.
– Нужно рассматривать и ценность экспонатов, и возможность хранения их в нашем музее, – отмечает главный хранитель Красноярского краевого краеведческого музея Александр Гуляев. – Долгое время у нас не было соответствующих условий для хранения. И это общая проблема для всех аналогичных учреждений. Сейчас начала работу система климат-контроля. Возможно, часть находок мы сможем разместить у себя без всякого ущерба для них, а другую часть имеет смысл перевести в один из центральных музеев, который сможет обеспечить сохранность. Что касается, к примеру, берестяной грамоты, то опыта хранения столь ценных экспонатов у нас нет. Такой предмет, скорее всего, должен находиться в отдельном сейфе, где поддерживаются оптимальные влажность и температура.