О чем говорит лишайник?

Красноярским школьницам он помог определить экологически неблагополучные районы

О чем говорит лишайник? Красноярским школьницам он помог определить экологически неблагополучные районы
Алиса Красновская во время исследования

Ученицы школы № 36 Красноярска предложили свой способ выявления загрязнения воздуха в районах краевого центра. Как выяснили юные естествоиспытатели, степень загрязнения атмосферы отражается в разнообразии форм и видов лишайников, произрастающих в зеленых зонах города.

В поисках чистого воздуха

Алиса Красновская и Лия Цуканова сейчас учатся в шестом классе, свою научно-исследовательскую работу начали еще второклашками. В Красноярском краевом центре «Юннаты» им предложили изучить лишайник. Растение это необычное, уверяют девочки. Многие его просто не замечают в лесу, а ведь оно может рассказать об окружающей среде.

– Лишайник – это симбиоз двух организмов – водоросли и гриба, – рассказывают исследовательницы. – Нам было интересно, как он выглядит, чем питается и где живет. А затем мы узнали, что лишайники чувствительны к загрязнению.

Научная работа не терпит суеты. Целый год у школьниц ушел на изучение разновидностей лишайников. Девочки сидели в библиотеках, читали специальные издания, советовались с преподавателями. И только на второй год начали наблюдение за этим необычным растением.

– Мы объездили разные районы города и составили дневник наблюдений, – говорит Алиса Красновская. – Теперь каждый красноярец может взять нашу таблицу и проверить, насколько чистый воздух в районе, где он живет. Это может пригодиться тем, кто планирует купить квартиру.

Исследователи поставили перед собой задачу изучить состояние воздуха в районах Красноярска с помощью лихеноиндикации. Этот метод мониторинга (с помощью живых организмов) давно известен науке. Главное условие: растения не должны быть слишком чувствительны или устойчивы к загрязнению, а также иметь продолжительный цикл жизни.

Лишайники этим требованиям соответствуют на все сто процентов. На загрязнение они реагируют иначе, чем высшие растения, и длительное воздействие загрязняющих веществ вызывает у них стойкие повреждения.

Выбросов больше – растений меньше

Ученые отмечают: биоиндикация эффективнее инструментальных методов – не требует больших затрат и позволяет следить за состоянием окружающей среды длительное время. Для наблюдения за лишайниками школьницы выбрали несколько микрорайонов краевого центра: Водники, Зеленая Роща, Академгородок, парки имени Гагарина, «Троя» и «Юннатов», заповедник «Столбы». А когда уезжали на каникулы к бабушкам в Партизанский и Большемуртинский районы или в лагерь в Манский район, и там находили лишайники.

– Оказалось, что разные виды растения показывают степень загрязнения атмосферы, – говорит Алиса Красновская. – Например, кустистый лишайник растет только на очень чистой территории.

В итоге исследовательницы вывели систему: более шести видов организмов, в состав которых входят накипные, листоватые и кустистые формы лишайника серого и желтого цвета, свидетельствуют о чистом воздухе. Менее шести видов говорит об очень слабой загрязненности. Три вида лишайников, в том числе накипные и листоватые, показывают на слабое загрязнение. Встретились два вида лишайников, значит, территория загрязнена средне.

Один вид лишайников серо-зеленого цвета в основании дерева предупреждает об умеренном отсутствии чистоты. А вот когда лишайников вовсе нет, значит, атмосфера полна выбросов.

– Интересно, что в хвойной аллее в районе цирка мы совсем не нашли лишайников, – отмечает Лия Цуканова. – Считаем, это говорит о сильном загрязнении территории. Сравнив состояние воздуха в разных районах Красноярска и за его пределами, мы выявили закономерность: чем сильнее загрязнение, тем реже на этой территории встречаются лишайники, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев, тем ниже их жизнеспособность.

В городе не так много лишайников, как хотелось бы, констатируют школьницы. На растения влияют быстро меняющиеся внешние факторы. Например, школа № 36 располагается на улице Волочаевской, где шло строительство дорожной развязки – подходов к Николаевскому мосту. Юные ученые заметили: как только начались работы, лишайники на деревьях начали засыхать и отваливаться от стволов.

Науке интересно

В прошлом году в школе № 36 открылся научный кружок «Я – ученый», Алиса и Лия уже в нем продолжили исследовать состояние окружающей среды с помощью лишайников. Результат получился интересным не только для детей, но и для научного сообщества. Девочки представляли свое исследование в вузах Красноярска, на всероссийских конференциях в Новосибирске, Иркутске и Сочи. И везде занимали первые-вторые места.

Что же показало исследование юных натуралистов?

Самыми загрязненными территориями Красноярска оказались район возле цирка (здесь лишайник не растет) и Зеленая Роща. Почище – в Водниках, парках «Троя», имени Гагарина и «Юннатов». Но самым экологически чистым местом признан заповедник «Столбы», в нем лишайника хоть отбавляй.

– Работа еще не окончена, мы ее продолжаем, – уверяют исследователи. – Лишайник из парка «Юннатов» трансплантировали на дерево около цирка. Посмотрим, приживется ли.

Если это произойдет, теория о сильном загрязнении территории будет опровергнута, исследование пойдет в другом направлении.

Юные ученые

Это не единственная научная работа красноярских школьников. Например, мальчики из кружка «Я – ученый» решили выяснить влияние загрязнения воздуха на здоровье человека. Планируют заключить договор с местной поликлиникой и Красноярским государственным медицинским университетом.

– Мы с детьми смотрели статистику: в каком районе больше болеют, – рассказывает преподаватель станции «Юннаты» и школьного кружка «Я – ученый» Александра Красновская. – Оказалось, жители микроучастка Студенческого городка реже других обращаются в поликлинику. Там меньше заболеваний верхних дыхательных путей. Наша школа в прошлом году в самый гриппозный сезон не закрывалась на карантин в отличие от других учебных заведений. А сейчас мы хотим выяснить, как строительство дорожной развязки повлияет на здоровье населения Николаевки. Ведь мы стоим у истоков этой истории, можем стать очевидцами развития экологической ситуации.

Кружок «Я – ученый» действует в школе № 36 второй год, но преподаватели уже заметили: дети, которые в нем занимаются, подтянулись в учебе, стали более активными и целеустремленными, у них появились экологические знания. Даже просто гуляя в ближайшем парке, стараются сделать его чище – собирают мусор, который выбрасывают взрослые.

– У детей из научного кружка повысился средний балл в обучении, – отмечает Александра Николаевна. – Троечники подтянулись по биологии и географии. Особенные дети стали лучше читать. Например, восьмиклассница с ограниченными возможностями здоровья принялась за изучение бродячих собак, их количество выросло в нашем районе после сноса частных домов. Со своей работой она заняла второе место на школьной конференции. Девочка научилась пересказывать текст, у нее появился интерес к учебе, уверенность в себе.

Школа № 36 сотрудничает с Красноярской краевой станцией «Юннаты», дважды в год ученики выезжают на занятия в интенсивные естественно-научные школы. Занятия с ними ведут профессора и кандидаты наук вузов. И в самой школе проходят научно-практические конференции.

– Занятия в кружке позволяют ребенку раскрыться интеллектуально, – считает директор 36-й школы Татьяна Ковалева. – Ученики, которые занимались наукой в школе, продолжают исследовательскую деятельность в вузах. Многие стали аспирантами и кандидатами наук. В школе мы закладываем основу их научных интересов.

Фото из архива Александры КРАСНОВСКОЙ

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности