Алиса Красновская во время исследования Ученицы школы № 36 Красноярска предложили свой способ выявления загрязнения воздуха в районах краевого центра. Как выяснили юные естествоиспытатели, степень загрязнения атмосферы отражается в разнообразии форм и видов лишайников, произрастающих в зеленых зонах города.

В поисках чистого воздуха

Алиса Красновская и Лия Цуканова сейчас учатся в шестом классе, свою научно-исследовательскую работу начали еще второклашками. В Красноярском краевом центре «Юннаты» им предложили изучить лишайник. Растение это необычное, уверяют девочки. Многие его просто не замечают в лесу, а ведь оно может рассказать об окружающей среде.
– Лишайник – это симбиоз двух организмов – водоросли и гриба, – рассказывают исследовательницы. – Нам было интересно, как он выглядит, чем питается и где живет. А затем мы узнали, что лишайники чувствительны к загрязнению.
Научная работа не терпит суеты. Целый год у школьниц ушел на изучение разновидностей лишайников. Девочки сидели в библиотеках, читали специальные издания, советовались с преподавателями. И только на второй год начали наблюдение за этим необычным растением.
– Мы объездили разные районы города и составили дневник наблюдений, – говорит Алиса Красновская. – Теперь каждый красноярец может взять нашу таблицу и проверить, насколько чистый воздух в районе, где он живет. Это может пригодиться тем, кто планирует купить квартиру.
Исследователи поставили перед собой задачу изучить состояние воздуха в районах Красноярска с помощью лихеноиндикации. Этот метод мониторинга (с помощью живых организмов) давно известен науке. Главное условие: растения не должны быть слишком чувствительны или устойчивы к загрязнению, а также иметь продолжительный цикл жизни.


Лишайники этим требованиям соответствуют на все сто процентов. На загрязнение они реагируют иначе, чем высшие растения, и длительное воздействие загрязняющих веществ вызывает у них стойкие повреждения.

Выбросов больше – растений меньше

Ученые отмечают: биоиндикация эффективнее инструментальных методов – не требует больших затрат и позволяет следить за состоянием окружающей среды длительное время. Для наблюдения за лишайниками школьницы выбрали несколько микрорайонов краевого центра: Водники, Зеленая Роща, Академгородок, парки имени Гагарина, «Троя» и «Юннатов», заповедник «Столбы». А когда уезжали на каникулы к бабушкам в Партизанский и Большемуртинский районы или в лагерь в Манский район, и там находили лишайники.
– Оказалось, что разные виды растения показывают степень загрязнения атмосферы, – говорит Алиса Красновская. – Например, кустистый лишайник растет только на очень чистой территории.
В итоге исследовательницы вывели систему: более шести видов организмов, в состав которых входят накипные, листоватые и кустистые формы лишайника серого и желтого цвета, свидетельствуют о чистом воздухе. Менее шести видов говорит об очень слабой загрязненности. Три вида лишайников, в том числе накипные и листоватые, показывают на слабое загрязнение. Встретились два вида лишайников, значит, территория загрязнена средне.

Один вид лишайников серо-зеленого цвета в основании дерева предупреждает об умеренном отсутствии чистоты. А вот когда лишайников вовсе нет, значит, атмосфера полна выбросов.


– Интересно, что в хвойной аллее в районе цирка мы совсем не нашли лишайников, – отмечает Лия Цуканова. – Считаем, это говорит о сильном загрязнении территории. Сравнив состояние воздуха в разных районах Красноярска и за его пределами, мы выявили закономерность: чем сильнее загрязнение, тем реже на этой территории встречаются лишайники, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев, тем ниже их жизнеспособность.

В городе не так много лишайников, как хотелось бы, констатируют школьницы. На растения влияют быстро меняющиеся внешние факторы. Например, школа № 36 располагается на улице Волочаевской, где шло строительство дорожной развязки – подходов к Николаевскому мосту. Юные ученые заметили: как только начались работы, лишайники на деревьях начали засыхать и отваливаться от стволов.

Науке интересно

В прошлом году в школе № 36 открылся научный кружок «Я – ученый», Алиса и Лия уже в нем продолжили исследовать состояние окружающей среды с помощью лишайников. Результат получился интересным не только для детей, но и для научного сообщества. Девочки представляли свое исследование в вузах Красноярска, на всероссийских конференциях в Новосибирске, Иркутске и Сочи. И везде занимали первые-вторые места.

Что же показало исследование юных натуралистов?

Самыми загрязненными территориями Красноярска оказались район возле цирка (здесь лишайник не растет) и Зеленая Роща. Почище – в Водниках, парках «Троя», имени Гагарина и «Юннатов». Но самым экологически чистым местом признан заповедник «Столбы», в нем лишайника хоть отбавляй.
– Работа еще не окончена, мы ее продолжаем, – уверяют исследователи. – Лишайник из парка «Юннатов» трансплантировали на дерево около цирка. Посмотрим, приживется ли.
Если это произойдет, теория о сильном загрязнении территории будет опровергнута, исследование пойдет в другом направлении.

Юные ученые

Это не единственная научная работа красноярских школьников. Например, мальчики из кружка «Я – ученый» решили выяснить влияние загрязнения воздуха на здоровье человека. Планируют заключить договор с местной поликлиникой и Красноярским государственным медицинским университетом.
– Мы с детьми смотрели статистику: в каком районе больше болеют, – рассказывает преподаватель станции «Юннаты» и школьного кружка «Я – ученый» Александра Красновская. – Оказалось, жители микроучастка Студенческого городка реже других обращаются в поликлинику. Там меньше заболеваний верхних дыхательных путей. Наша школа в прошлом году в самый гриппозный сезон не закрывалась на карантин в отличие от других учебных заведений. А сейчас мы хотим выяснить, как строительство дорожной развязки повлияет на здоровье населения Николаевки. Ведь мы стоим у истоков этой истории, можем стать очевидцами развития экологической ситуации.
Кружок «Я – ученый» действует в школе № 36 второй год, но преподаватели уже заметили: дети, которые в нем занимаются, подтянулись в учебе, стали более активными и целеустремленными, у них появились экологические знания. Даже просто гуляя в ближайшем парке, стараются сделать его чище – собирают мусор, который выбрасывают взрослые.
– У детей из научного кружка повысился средний балл в обучении, – отмечает Александра Николаевна. – Троечники подтянулись по биологии и географии. Особенные дети стали лучше читать. Например, восьмиклассница с ограниченными возможностями здоровья принялась за изучение бродячих собак, их количество выросло в нашем районе после сноса частных домов. Со своей работой она заняла второе место на школьной конференции. Девочка научилась пересказывать текст, у нее появился интерес к учебе, уверенность в себе.
Школа № 36 сотрудничает с Красноярской краевой станцией «Юннаты», дважды в год ученики выезжают на занятия в интенсивные естественно-научные школы. Занятия с ними ведут профессора и кандидаты наук вузов. И в самой школе проходят научно-практические конференции.
– Занятия в кружке позволяют ребенку раскрыться интеллектуально, – считает директор 36-й школы Татьяна Ковалева. – Ученики, которые занимались наукой в школе, продолжают исследовательскую деятельность в вузах. Многие стали аспирантами и кандидатами наук. В школе мы закладываем основу их научных интересов.
Фото из архива Александры КРАСНОВСКОЙ

№ 1 / 1081

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения