«Только елку без меня не наряжайте», – трогательно просил родных срочно уезжающий в командировку мой знакомый. Что ни говори, а момент, когда в конце года устанавливается один из главных и обязательных символов праздника, – почти сакральный и несомненно волнующий. Вот внушительный и уже потрепанный «пряник» повис на ветке – подарок старого друга. А вот любимый всеми веселый Крокодил, который появился как раз лет тридцать назад, в год рождения хозяйки дома… Сколько воспоминаний связано с ними! Неудивительно, что первая наша публикация в преддверии праздника – о визите на «Бирюсинку».
Шарик на ножке
Эта красноярская фабрика одна из немногих в стране, кто несколько десятков лет подряд наряжает елки россиян. Из маленькой артели, основанной в 1929 году, выросло большое предприятие. Неудивительно, что здесь до сих пор, еще с советских времен, осталась табличка с указанием: «зубной врач». Это чтобы сотрудники (а было их раньше более тысячи) могли лечиться без отрыва от производства. Сейчас, конечно, количество работников сократилось в разы. Но фабрика работает. Кроме елочных игрушек, здесь шьют детские костюмы для утренников, делают мягкие игрушки и упаковки для сладких подарков.
– Фабрика в основном работает на Новый год, это наш праздник, – говорит Светлана Аксененко, главный специалист по технологическим вопросам.
Процесс рождения главной продукции начинается в цехе, где сидят стеклодувы. Десятки лет прошли, а здесь все так же, как и полвека назад, – стеклянные трубки, керосиновые горелки… Из разогретого до 900 градусов стекла постепенно выдувается сосулька или аккуратный шар на «ножке», которую пока никто не убирает. (Ее отрежут в самом конце, когда шар уже будет раскрашен.)
Неужели за все это время не придумали никаких машин, которые бы заменили людей?
– Есть машина, выдувающая елочные шары, но стекло получается толстое, грубое, – отвечают мне. – А ценность ручной работы как раз в изяществе изделия. Работа у стеклодувов вредная, уже в 45 лет они выходят на пенсию.
В соседнем помещении прозрачные шары становятся блестящими благодаря алюминированию в специальной установке.
Другой сотрудник окунает каждый шарик в емкость с краской и ставит высыхать, воткнув острую стеклянную «ножку» в песок.
Со стороны кажется – дело нехитрое! На самом деле здесь тоже есть свои секреты. Нужно уметь подобрать правильный оттенок краски, следить, чтобы она не пузырилась, легла ровным слоем.
Не только украшение
Подходим к рабочим местам мастеров, которые превращают обычный шар в произведение искусства.
Один взгляд – и ты уже переносишься в настоящую зимнюю сказку: заснеженный лес, крохотный домик… Кажется, сейчас на пригорке появится настоящий Дед Мороз.
– А знаете, какой мой самый любимый? – спрашивает Светлана Аксененко.
И тут же в ее руках оказывается роскошный шар с заснеженной рябиной. Каждую ягодку можно потрогать: ее вырезают из пенопласта, приклеивают, раскрашивают… А вот еще один шарик с настоящей шишкой сибирской лиственницы. Она аккуратно приклеена и явно обращает на себя внимание. Но в канун 2019 года главным персонажем становится поросенок. Их тут бесчисленное количество. Розовый – из пластизоля, задорно хрюкает при виде гостей. Другой – в аккуратном костюмчике, приветственно взмахивает копытцем. Очень скоро чьи-то нетерпеливые детские руки дернут за молнию, чтобы достать шоколадные конфеты. Кабанчик появился на свет в отделе мягких игрушек – там делают и всевозможные упаковки для подарков.
За годы работы «Бирюсинка» каких только игрушек не выпускала! Правда, специального музея у предприятия с такой славной историей нет. Его заменяют пара витрин, где представлен ассортимент изделий за долгое время.
– А какая же из них самая старинная? – спрашиваю я.
Мне показывают на звезду из стеклянных трубочек и бусин. А вот игрушки более раннего времени – 30–40-х годов, наверное, можно увидеть только в краеведческом музее. Дело в том, что делали их вручную из ваты: на каркас послойно, чередуя с клеем, накладывались слои материала. Заготовка тщательно высушивалась и впоследствии раскрашивалась.
Зато здесь сохранились початки золотистой кукурузы и разные овощи – это явно 60-е годы, время Никиты Хрущева. Кто-то, может, и удивится, но елочные игрушки долгое время были не только ежегодным украшением праздника, но и настоящим идеологическим «инструментом», умело отражающим важнейшие вехи развития страны и ее самые значимые достижения…
Установил мировой рекорд по продолжительности полета советский дирижабль – и тысячи его маленьких копий повисли на зеленых ветках. Начали пропагандировать такую приоритетную задачу страны, как освоение Севера, – и елки стали украшать фигурками парашютистов и полярников. А в военные годы появились не только танки и самолеты… Наш Дед Мороз «взял» в руки винтовку, а годы спустя усердно работал на благо страны – «плавал» на ледоколе, «отправлялся» в космос и даже на БАМ!
Жалко, что на витринах «Бирюсинки» этих игрушек нет. Зато наверняка появятся шары с эмблемами главного спортивного мероприятия следующего года. Их делают на фабрике, но раскрашивают только частично: символы универсиады не рисуют, а приклеивают – вручную невозможно сделать их точно такими, как требует техзадание, не отклоняясь ни на миллиметр.
И именно здесь, на фабрике, понимаешь, что елочная игрушка – это больше чем простое украшение. Это своего рода символ времени. И шары с добродушной U-лайкой тоже когда-нибудь станут частью нашей истории.