О чем он вспомнит?

Записки родителя

О чем он вспомнит? Записки родителя

В раннюю детскую память записываются не развернутые картины, а главным образом детали. Солнечный зайчик на стене, завиток на обоях, щербинка на тарелке, «мокрость» собачьего языка, который лижет твое лицо… И еще запахи.

Нравственная опора

Никогда не забуду горячий дух свежеиспеченного хлеба, от которого слюнки текли. Мне было года четыре. Аромат стоит на весь дом. А дома на моей родине строят большие, длинные, последние пристройки уходят куда-то в огород. В одной из этих пристроек и стояла русская печь. Не для отопления – специально для выпечки и готовки. Часов в шесть утра меня будит запах. Полусонный, я шлепаю босиком через анфилады комнат в самый конец дома. Там бабушка уже высаживает хлебы из печи – огромные, пышные, с желтовато-коричневой шапкой. И следом за ними – «птичку». Такая булочка в виде голубя, ее специально для детей пекут. Подозреваю, что традиция эта уходит корнями в какие-то глубины истории… Какой же вкусный это был хлеб! Да еще с парным молоком.

Лет в пять меня отправляли пасти гусят за огороды. Бабушка помещала их в черную кирзовую сумку, вешала мне ее на плечо, а одного гусенка давала в руки. Я держал его бережно, а он пищал, вырывался. Это нужно было, чтоб гусыня его видела и следовала за мной. Она переваливалась сзади, тревожно гагакая, и успокаивалась только тогда, когда я выпускал малышей на траву.

Помню рыбалки с отцом. Будил он меня затемно, а я злился на себя: зачем вчера согласился ехать?

Утро, зябко. Хочется спать. Солнце вот-вот взойдет. Чуткий поплавок из гусиного пера торчит как вкопанный на зеркальной глади озера. Тишина, ни один лист не шелохнется. Мощная поклевка! И вот первый ленивый и толстый карась шлепается в траву. Ничего себе! Это я его вытащил! Сам!

А море… Увидев его впервые, онемел от восторга.

У деда Ивана, дедушкиного брата, в сарае была древняя ручная мельница – круглый такой каменный жернов с палкой, за которую этот камень надо было крутить. В отверстие засыпалась кукуруза, а из-под жернова тонкой струйкой текла мука в подставленный таз. Очень любил я наблюдать за этим процессом и радовался, когда самому удавалось покрутить камень.

Уверен – именно такие «мелочи» определяют всю нашу дальнейшую жизнь. Сами всплывают в памяти, особенно когда ты на распутье, когда тебе плохо. И подпитывают наши чувства, дают духовную силу и нравственную опору. У меня было счастливое и богатое детство. Многие его детали – дороже золота.

Дети без детства

Вся мировая литература стоит на фундаменте таких воспоминаний. Перечисление произведений, написанных по детским впечатлениям, займет не одну страницу. Достаточно вспомнить астафьевский шедевр – «Последний поклон», чтобы понять, как много значит самый ранний опыт в формировании человеческой личности.

Искренне желаю, чтоб у каждого человека были в детстве мудрые бабушка и родители, свои незабываемые рыбалки, запах хлеба, первые картинки в первых книжках – они впечатываются в память навечно. И тогда не было бы ни чикатил, ни гитлеров, ни просто злых людей с искалеченной психикой.

Но идеал бывает только в сказках. А в жизни… У десятков тысяч российских детей нет детства. С раннего возраста в их память врезаются такие «детали», какие многим взрослым, выросшим в окружении любящих родителей, даже страшно вообразить.

Никогда не забуду, как лет десять назад поехал в рейд с инспекторами по делам несовершеннолетних. Насмотрелся… Ободранные, загаженные хрущобы на окраинах города и халупы в частном секторе. Пьяные, невменяемые родители. Глаза этих несчастных, вечно голодных детей… Даже вспоминать больно. Год назад опять был в полиции по служебной необходимости, поговорил с инспекторами ИДН. Тоже наслушался ужасов – таких семей и сегодня хватает.

Часто думаю: что такие дети, когда станут взрослыми, вспомнят о своем «золотом детстве»? Не возненавидят ли весь мир?

Какие, к черту, солнечные зайчики! Вечный голод и страшная, смертная тоска – такой изнуряюще-беспросветной она бывает только в детстве. Это неправда, что природа оберегает детей, наделяя их каким-то «механизмом психической самозащиты». Если бы… Тогда не было бы взрослых – моральных калек.

Но даже самое счастливое детство не может быть безоблачным. Такова диалектика жизни. Поэтому цепкая память ребенка навечно запечатлевает не только хорошее, доброе, но и все негативное, что с ним происходит. Не знаю, у кого как, но для меня в детстве самым неприятным было не «воспитание» ремнем (что скрывать, случалось), а нудные, долгие родительские нотации. Часто – на повышенных тонах. Помню их лет с семи – и сейчас ясно понимаю: толку от них не было никакого.

Как равный с равным

Слава богу, родители умели поддержать состояние, которое знаменитый физиолог Наталья Бехтерева называет «эмоциональным балансом». В своей известной книге «Магия мозга» она, дочь «врагов народа», вспоминает в том числе и свою трудную послевоенную жизнь в детском доме. Казалось бы, откуда там взяться положительным эмоциям – сплошной негатив. А поди ж ты…

Она рассказывает, как директор детского дома, умный человек, делал все, чтобы дети, пройдя через трудности, сиротство, не только что‑то неизбежно потеряли, но и приобрели. Устраивал для своих подопечных самодеятельный драмтеатр, катание на коньках, спортивные соревнования… Это, говорит Бехтерева, давало массу положительных эмоций. А они, как известно из жизни и из нейрофизиологии, – враги отрицательным. «Как было бы хорошо, если бы, в дополнение к родительской любви, родители следовали этим простым и прекрасным способам формирования эмоционального баланса!»

Хорошо бы, конечно… Умение встать с ребенком на одну доску – высший пилотаж для родителя, важнейший принцип воспитания. Заключается он в том, чтобы в какой-то момент, желая наказать свое дитя, на секунду остановиться и вспомнить: а что я сам чувствовал в его возрасте? О чем думал? Как воспринимал эти выволочки, родительские разносы? Была ли от них польза?

«Зачем ты это сделал?! Почему на физкультуре выбрасывал кеды в окно? Ты можешь объяснить? До каких пор будут эти записи в дневнике?! Почему ты молчишь и смотришь, как баран? Я тебя спрашиваю!»

А он молчит и смотрит. Потому что с ним никогда не разговаривали как с равным. А только с позиций воспитателя, ментора, с позиций «я старший, а значит, всегда прав».

Ну как маме объяснишь, что кеды Ленкины выбросил потому, что она сперва выбросила твои. А учитель вошел – и застал только тебя за этим занятием. До каких пор будут «эти» записи в дневнике – я не знаю. Сказать «класса до десятого» соображения еще не хватает. А молчу, «как баран», потому, что боюсь: орать после всех этих признаний на меня будут еще громче…

Когда ребенок боится своих родителей, это их надо вести к психологу, а не его. Остыньте. Сядьте и поговорите с ним спокойно, как с другом. Можно с юмором: «Какой красивый дневник! Красненький весь. А пойдем на пустырь, вместе покидаем кеды на точность…»

И пойдите, и покидайте. Там и разговор завяжется. Непринужденный. Уверяю: ребенок обалдеет от такого неожиданного подхода. У него весь дневник в замечаниях, а вы ему – кеды бросать. Тут, воспользовавшись моментом, можно его и повоспитывать. Ненавязчиво. О своем детстве рассказать. О первой рыбалке и запахе хлеба. Дитя это оценит. А когда придет время, сам не станет орать на своего ребенка, помня о его «эмоциональном балансе». Так оно, глядишь, и дальше пойдет… Лично я как родитель не забываю об этом балансе никогда…

Ольга Лебедева, психолог развивающего центра «СемьЯ»:

Человеческая память хранит впечатления детства получше любого компьютера. Душевные травмы, полученные в раннем возрасте, могут повлиять на всю дальнейшую жизнь. А светлые, приятные воспоминания будут поддерживать в трудные минуты. То, с каким психическим и эмоциональным багажом ребенок уйдет во взрослую жизнь, – забота прежде всего родителей. Здоровье ребенка напрямую зависит в том числе и от его эмоций, впечатлений, переживаний.

Знаете, на что чаще всего жалуются дети 7–12 лет, с которыми я работаю? На недостаток родительского внимания! На то, что родители их «не понимают». Многим просто не хватает любви, ласки, разговоров по душам с папой и мамой – они вечно заняты, не могут уделить ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы просто пообщаться, подурачиться, а не только уроки проверить, отругать и прочитать нотацию. В конце концов эта психологическая усталость, этот недостаток внимания в ребенке накапливается и однажды может прорваться – вплоть до нервного срыва и неадекватных поступков.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности