Книги о событиях Великой Отечественной войны определяли судьбы поколений. Песни тех лет знали наизусть. Газетные страницы с поэмой Твардовского про Теркина на фронте наклеивали на картонки для сохранности, чтобы прочесть ее смогли как можно больше бойцов. А первые стихи о том, как мы будем бить немцев, вышли в газетах 23 июня 1941 года. Уже через месяц Симонов написал настоящий гимн любви «Жди меня, и я вернусь». И в наши дни появляется новая литература, которая объясняет, за что мы воюем сейчас, почему наше дело – правое и враг будет разбит.
В Красноярске не так давно состоялась презентация сборника «Нет уз святее товарищества» – с рассказами участников СВО и их семей. Это лишь небольшая часть из 750 подлинных историй, которые собрали сотрудники фонда «Защитники Отечества» и передали писателю Захару Прилепину.
Первая книга – «Жизнь за други своя» – уже есть в библиотеках и музеях. На основе историй о подвигах и милосердии поставлено несколько патриотических спектаклей.
Книги тех, кто не по телевизору, а собственными глазами видел, как живут в «серых зонах» и как стреляют в спины своим же их бывшие соотечественники, ценны своей документальностью, остротой и откровенностью, порой ошеломляющей. Это не сусально-сахарные повести, где все гладко и красиво. Там – правда. Потом многое из событий тех лет очевидцами будет еще обдумано, взвешено, оценено. Появятся иные издания. Но те, которые были написаны по следам самых первых впечатлений, точно не будут забыты.
• Гост Юнгер. «59 дней штурмовика»
Битва за Бахмут стала одной из самых тяжелых и кровавых в спецоперации. О том, как все происходило, написал почти в телеграфном стиле – но так, что и не оторваться, – штурмовик ЧВК «Вагнер». То сражение за значимый опорный пункт вошло в историю. И стало крупнейшим поражением ВСУ 2023 года.
«Я стоял в окопе, край которого был уже нейтральной полосой. За ней не было наших позиций, только враг. Сзади – группа прикрытия. Артиллерия, танки, самолеты, резервы, штабы, коммуникации, тылы… За спиной была Россия. То, о чем я мечтал в своей жизни, играя в детстве в войнушки, прогуливаясь у Вечного огня, глядя на фотографию деда-фронтовика или медали отца-офицера, – свое «место силы» – я нашел в том окопе».
Там многое было не так, как они представляли. И невозможны были никакие компромиссы – ты либо на передовой, либо ранен или убит.
Что произошло, когда бойцы нарушили приказ, он описал без лишних сантиментов. За проступок их поставили к дереву. Командир дал очередь из автомата, на 30 патронов. Над их головами. И потом спокойно: «Бегом в домик. Доклад каждые 30 минут».
«Командир не стал бы убивать одиннадцать своих бойцов и прекрасно умел считать патроны в обойме пистолета. Но было страшно. Сейчас понимаю: это был один из лучших уроков той войны».
Автора ранило в бою, он чудом выжил. Сейчас встречается с молодежью – ему важно рассказать о том, что там происходит на самом деле.
• Денис Коваленко. «Крещение перед боем»
Небольшая книга еще об одной важной стороне того, что происходит на фронте, – духовной. О том, как бойцы, возможно, ранее и не помышлявшие о вере, просят окрестить их. О чудесных случаях спасения благодаря молитве.
Автор рассказывает о настоящем подвиге священников Русской православной церкви, которые несут нелегкое, но очень ответственное служение на передовой и рискуют жизнью ради тех, кто, быть может, прямо сейчас уходит на свое последнее задание. Они рядом, когда нужно поддержать перед сложнейшим боем или вернуть желание жить искалеченным людям в госпитале, не понимающим, что делать дальше.
• Анна Долгарева. «Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые записки»
Эта девушка из Харькова. После начала событий 2014 года она уехала в Россию, потому что считает себя русской – и никак иначе. Ее любимый человек ушел в ополчение и был убит украинцами. Тогда она едет на передовую, становится военкором, желая последовать за ним в самое короткое время… В своей поэме «Позывной Паганель» Анна описала, что происходило: «Как я искала смерти, о, как искала… но выживала. Я билась об эти скалы, но меня игнорировали даже укропы. Вылезала из окопа, под ногами сползала осыпь. Безудержно матерились вояки-братцы. Теперь, семь лет спустя, мне задают вопросы: «Вам не страшно?» А я разучилась тогда бояться».
Она постоянно ездила на передовую, помогала волонтером и писала. Со временем стала, пожалуй, одним из самых заметных поэтов, рассказывающих о том, что происходит в Донбассе. «Она, и это очевидно всем разумным людям, стала этой войны символом – слава Богу, что живым: так случается крайне редко, а здесь случилось», – сказал о ней писатель Захар Прилепин.
Ее одно из самых известных стихотворений – про Серегу-водопроводчика, не воина, не героя, но которого тоже убивают нацисты:
И Серега встает, отряхиваясь от крови,
И идет, и сияние у него по следу…
И Серега приходит в рай – а куда еще?
Тень с земли силуэт у него чернит.
И говорит он: «Господи, у тебя тут течет,
кровавый дождь отсюда течет,
давай попробую починить.
«…Фронтовые записки» Анны – это первое произведение в прозе. О том, что происходило в Донбассе до начала спецоперации, об ополченцах и о мирных, которые становились невольными участниками военных конфликтов.
• Александр Коц. «500 дней поражений и побед. Хроника СВО глазами военкора»
Многие классики военной прозы – Константин Симонов, Илья Эренбург, Александр Твардовский – писали о событиях не с чьих-то слов. Они с первых дней Великой Отечественной были военкорами.
Журналист «Комсомольской правды» Александр Коц побывал в Чечне, Южной Осетии, Афганистане, Ливии, Сирии, и вот… Украина. Еще за несколько лет до СВО он написал: «Удивительно – в России есть люди, кто не против отдать Крым, Курилы, Калининград. Да, такие люди, живущие в России, есть. Остается еще удивиться, зачем они живут в России?»
В очередную командировку в Донецк он прилетел 19 февраля, за несколько дней до начала масштабных событий. Он был в Волновахе и Мариуполе, Изюме, прошел много километров фронтовых дорог. О том, что рассказывали местные жители, наши бойцы, пленные, он написал в книге.