О чем поет жалейка

Как «Сувенир» из Дивногорска мир покорил

О чем поет жалейка Как «Сувенир» из Дивногорска мир покорил

Александр Михайлович ВИНИВИТИН бережно раскладывает на столе свои сокровища – трубочки, трещотки, ложки, рубель. Сегодня играть на этих истинно русских инструментах умеют единицы. В музыкальных школах или училищах этому не обучают. И напрасно, считает Винивитин. Музыка, в исполнении которой используются эти народные инструменты, имеет особое звучание, выразительность.

В советское время именно рожки и жалейки принесли дивногорскому самодеятельному ансамблю народных инструментов «Сувенир», которым руководил Александр Михайлович, славу не только в России, но и за рубежом.

В Дивногорск за красотой

Музыкант с увлечением рассказывает истории о трещотках и кугиклах. Продвижение народного искусства – дело его жизни. Ему удалось поднять на уровень профессиональных коллективов дивногорский «Сувенир», в котором пели, играли маляры, водители – обыкновенные рабочие люди, увлеченные творчеством. Создать учебные пособия для руководителей фольклорных коллективов и музыкальных школ. А главное – показать ребятишкам дивногорских и красноярских школ красоту звучания наших национальных инструментов.

На вопрос, сибиряк ли он, Александр Михайлович отвечает утвердительно – с Алтая родом. В Дивногорске оказался случайно. Приехал на экскурсию – посмотреть судоподъемник, и заворожила его природа дивного города.

– Такая красота, что захотелось остаться. Не выдержал, заехал в отдел культуры Дивногорска: «Нет ли у вас места по классу балалайки или баяна?» (я оканчивал институт по классу народных инструментов). Ответили, что пока нет.

Судьба привела его в Дивногорск через несколько лет. В 1976 году тесно стало музыканту в Барнауле, захотелось перемен. А тут выясняется: в дивногорский ДК «Энергетик» требуется концертмейстер в танцевальный ансамбль «Кедриночка». Сначала руководил общим коллективом, в который входили хор, танцевальная группа и музыканты, а потом организовал «Сувенир». Очень уж хотелось ему показать народу красоту звучания жалеек, кугиклов, рожков.

– У нас в школах и институтах только народно-академические инструменты изучают – балалайку, домру, баян, для них письменная традиция существует. А духовые и ударные незаслуженно забыты, – говорит Александр Михайлович. – Я с ними в Москве познакомился.

А на рожке сыграть могли бы

Музыкант-19-Олег-Кузьмин_2.jpgТа московская командировка за инструментами перевернула жизнь Александра Винивитина. В столице фестиваль «Русская зима» начался, участвовал в нем хор имени Пятницкого. Пропустить выступление такого знаменитого коллектива музыкант не мог, купил билет. А когда услышал со сцены звуки незнакомых инструментов, пришел в восторг. После концерта пошел знакомиться и с исполнителями. Узнал, что на рожках-жалейках играли не профессиональные музыканты, а тракторист да пастух. Но так мастерски! Они-то и прислали потом в Сибирь первые кугиклы, жалейки и рубели.

Инструменты только на первый взгляд простые (кугиклы в деревне из обыкновенного борщевика делали – срезали сухую трубочку и дули в нее), но осваивать их пришлось долго.

– Сам учился играть, пособий-то не было. Дую-дую, а звука нет, один треск идет, – улыбается музыкант. – Обратился к трубачу: «Помоги». Только вместе и разобрались. Сильная подача воздуха нужна, тогда рожок заиграет, завибрирует.

В 1977 году дивногорский «Сувенир» победил на краевом конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов. У других-то все балалайки и баяны, а у Винивитина необычные для тогдашнего слушателя жалейки и косы. Затем – Всесоюзный фестиваль народного творчества, агитпоезд ЦК комсомола. Чем больше народных инструментов в ансамбле звучало, тем сильнее захватывала музыка слушателей, тем больше наград получал «Сувенир».

«Стахановец» из Овсянки

В 1979 году дивногорцы представляли Красноярский край на комсомольском агитпоезде, который отправился по стройкам Байкало-Амурской магистрали, в Нечерноземье. Выступали и на строительных площадках, и в клубе, который размещался в одном из вагонов. Однажды в Вологде на репетицию «Сувенира» заглянула солидная делегация. Один из пришедших, стахановец, все пристально поглядывал в сторону дивногорцев. Представился: «Виктор Петрович Астафьев, писатель. Из ваших мест родом – из Овсянки. Что же за уровень у вас, что отправили край представлять? Обязательно приду послушать».

Слава «Сувенира» росла. Ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола. С поздравлениями вновь вологодский «стахановец» пришел: «Настолько затронули меня своим выступлением, что я твердо решил на родину вернуться!»

– Виделись потом с Астафьевым?

– Да что вы, – машет рукой Александр Михайлович. – Мы потом по заграницам…

С культурной миссией

Тур по странам Юго-Восточной Азии – Северная Корея, Вьетнам, Филиппины, Япония – принес «Сувениру» уже международную известность. Первыми россиянами, приехавшими на Филиппины, были именно дивногорцы. По ним оценивали весь советский народ.

– Филиппинцы очень удивились, увидев нас, – вспоминает музыкант. – Они представляли: русские в шкурах ходят, на собачьих упряжках ездят. А тут появились европейцы с голубыми глазами (цвет глаз особо их впечатлил). Да и мы думали, что тут папуасы в бусах…

В Маниле произошел своеобразный обмен культурами: «Сувенир» играл свою музыку, местные коллективы демонстрировали филиппинское творчество. Сибирякам тяжело приходилось в тропическом климате – пот ручьями тек. Зато принимали южане русскую музыку на ура – овации устроили, а потом в национальный ресторан пригласили.

– Фартуки белые на нас надели и водоросли принесли. А на столе даже вилок нет. Гид пятерню в «лапшу» запустил – брызги летят. Мы не растерялись, достали ложки, на которых на концерте играли. Филиппинцы аж обомлели: музыкальными инструментами едим.

Ложки выручали россиян в самых сложных ситуациях. Александр Михайлович смеется, вспоминая, как в Корее палочками пытались зерна риса зацепить. А с ложками дело быстро пошло.

В Пхеньяне дивногорские ложки заставили корейцев по достоинству оценить русское народное творчество. Перед концертом к музыкантам подошел представитель советского посольства: «Оваций не ждите. Корейцы холодно принимают иностранцев». Но, к удивлению дивногорцев, уже после третьего номера в зале послышались осторожные, неуверенные хлопки, которые после песни «Русский сувенир» перешли в массовые аплодисменты. Уходили со сцены уже под овации зала. Это был настоящий успех.

Во Вьетнаме встречи с молодежью проходили в порту Хайфон. Именно здесь в 1972–1973 годах девять месяцев американцы блокировали экипаж советского теплохода «Дивногорск». Во время бомбежки экипаж «Дивногорска» участвовал в спасении моряков с польского судна «Джозеф Конрад», потопленного американцами. А потом «застрял» в Хайфоне.

И вот дивногорцы вновь встретились с вьетнамцами. Теперь уже с культурной миссией.

В программе отсутствует

Александр Винивитин возглавлял «Сувенир» до конца 1980-х годов. В 1987-м народный коллектив оставили без материальной поддержки, и он перестал существовать (сейчас в ДК «Энергетик» есть ансамбль с таким же названием, но уже без национальных инструментов). Александр Михайлович стал заниматься с ребятишками. Работал в музыкальных школах Дивногорска и Красноярска. Созданный им детский ансамбль ложкарей «Жалейка» был лауреатом краевых, всероссийских фестивалей и конкурсов. Сейчас музыкант занимается с ребятами из гидротехникума. Они с удовольствием слушают мастера и сами учатся играть на сложных народных инструментах («Играть на них труднее, чем на скрипке», – уверяет мастер).

– Мало времени на это дается, – вздыхает музыкант. – Пять лет назад мы с концертмейстером Красноярского колледжа имени Радкевича Сергеем Пучининым – мастером по народным инструментам – обращались в академию музыки и театра. Предлагали программу составить по обучению студентов игре на рожках и жалейках. Пусть даже факультативно заниматься, но студент овладеет инструментами, и профессия его будет востребована. Отказали: федеральное Министерство культуры часов на это не выделяет.

Отсутствие каких-либо программ и учебников подвигло Винивитина создать свои учебные пособия. В них музыкант подробно описывает, как составить пьесу или партитуру, как брать аккорды. Эти брошюры облегчили задачу руководителей ансамблей народных инструментов, но практика обучения так и не получила широкого распространения.

– Если неакадемические народные инструменты все-таки войдут в программу, значит, не зря я жизнь прожил, – говорит Александр Михайлович.

На фото: Рожки, кугиклы и жалейки принесли ансамблю Александра Винивитина мировую славу

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 июля 2024
Страхование путешественников
«Когда покупаю билеты на самолет или поезд, мне всегда предлагают оформить страховку, но я отказываюсь. Правильно ли поступаю? Значит ли,
Без рубрики
12 июля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Самым любимым блюдом писателя была уха
Описанию блюд Астафьев уделяет немало внимания в своих произведениях. В рассказе «Бабушкин праздник» он рассказывает про стол, на котором стояли
Без рубрики
12 июля 2024
Чем грозит плавание в неустановленных местах
В Красноярском крае установилась теплая погода. А под палящим солнцем возникает естественное желание искупаться. Но бывает, что отдых оборачивается бедой.