О культуре движения на красноярских дорогах

О культуре движения на красноярских дорогах
Фото: Андрей Максимов

В средствах массовой информации появились сообщения о том, что Красноярский край попал в число регионов России, где отмечен значительный рост аварий на дорогах. И это несмотря на то, что в стране в целом наблюдается снижение числа ДТП. Такой вывод основан на данных сайта гибдд.рф. Так, край занял восьмое место по увеличению числа аварий. Особенно тревожат случаи, связанные с наездами на пешеходов, по этому показателю край оказался на десятой позиции – 205 инцидентов, что на 13,9 % выше по сравнению с прошлым годом. А по авариям с участием нетрезвых водителей наш регион занимает третье место.

С точки зрения автоинспекции

Казалось бы, статистика указывает на заметные проблемы и подчеркивает необходимость усиленной работы по профилактике нарушений и повышению безопасности на дорогах. Однако стоит выслушать и тех, чьей ежедневной обязанностью является обеспечение этой самой безопасности. Мы обратились за комментарием в Госавтоинспекцию края.

В этом году в регионе зафиксировано небольшое увеличение количества ДТП: 2 290 аварий (+4,2 %) с числом пострадавших – 2 753 человека (+2,9 %). Однако число погибших немного снизилось – до 214 человек (-0,5 %), – рассказал врио начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Красноярскому краю подполковник полиции Денис Смоленчук. – Красноярский край занимает почти половину Сибирского федерального округа и является крупнейшим в России, вторым по площади после Республики Саха. По данным переписи 2021 года, здесь проживают около 2,8 млн человек. В общем российском рейтинге край занимает восьмое место по числу ДТП. В Москве, например, 6 559 аварий, в Краснодарском крае – 4 492, а в Нижегородской области – 3 375. По числу погибших край на 15-м месте: на первом – Краснодарский край (571 погибший), на втором – Московская область (463), на третьем – Ростовская область (382).

Летом, когда потоки транспорта увеличиваются из-за отпусков, на трассах традиционно возрастает число аварий – примерно на 10 % по сравнению с другими месяцами. Вне города, где автомобили развивают более высокие скорости на протяженных прямых участках, ДТП часто имеют более тяжелые последствия.

Основной причиной стало несоответствие скорости конкретным условиям движения, а самым опасным нарушением – выезд на встречную полосу. Летом аварийными направлениями оказались южные и восточные трассы, так как многие отправляются в поездки к местам отдыха.

Серьезное влияние на обстановку на дорогах оказывает и грузовой транспорт. На трассе Р-255* уровень аварийности выше, чем на Р-257**, из-за высокой доли грузовиков – около 30 % от общего трафика против 8 % на Р-257.

Кроме того, в статистику добавились аварии с участием средств индивидуальной мобильности, таких как электросамокаты, на которые пришлось 15 % всех ДТП. В 2024 году количество прокатных электросамокатов выросло в два раза, достигнув 6 тысяч единиц. На статистику также повлияло увеличение числа автомобилей в крае: за 2023 год зарегистрировано 93 621 транспортное средство, а в целом автопарк края достиг 1 166 510 единиц.

Таким образом, рост аварийности связан с увеличением транспортной нагрузки на дороги края.

С точки зрения водителя

А что говорят сами водители?

Я думаю, что аварийность зависит от культуры на дорогах, – считает Александр, водитель с 30-летним стажем, – а с этим у нас в крае, к сожалению, не все хорошо. Автохамов на дорогах хватает. Есть и те, кто мнит себя Шумахером. От них тоже проблем хватает. Я, например, живу в красноярском микрорайоне Тихие Зори недалеко от Николаевского моста. Иногда приезжаешь поздно вечером. У кольцевой развязки моста давно сложилась репутация места, где лихачи устраивают несанкционированные гонки. Ночью рев автомобильных двигателей, визг шин и опасные маневры привлекают внимание к этой развязке, которую некоторые водители воспринимают не как часть дорожной инфраструктуры, а как гоночный трек.

Проблема усугубляется отсутствием постоянного контроля на этом участке дороги. Многие водители, пренебрегая правилами и безопасностью, устраивают ночные заезды, создавая угрозу для всех участников движения. Вроде бы жители обращались к властям с просьбой принять меры и ограничить такие сборища. Но периодически ситуация повторяется.

Что делать?

Стоит отметить, что проблемы с культурой движения на красноярских дорогах отмечают и водители из иных российских регионов, хотя и в целом по России ситуация далеко не радужная. И у этого есть объективные причины.

Красноярский край долгое время был одним из лидеров по темпам автомобилизации в России. Благодаря развитой экономике, активному дорожному строительству и улучшению транспортной инфраструктуры число автомобилей в регионе стремительно росло. Однако за этим динамичным ростом скрывались и проблемы, одна из которых – недостаточная подготовка и моральная неготовность некоторых водителей к ответственности, которую влечет управление автомобилем.

С появлением автомобилей у большого количества людей, многие из которых получили водительские права в условиях быстрого роста спроса, на дорогах края наблюдалось резкое изменение культуры вождения. Агрессивное поведение, грубость и несоблюдение правил дорожного движения стали частыми спутниками красноярских трасс. Большое количество новичков за рулем привело к усилению напряженности на дорогах и увеличению числа аварий.

Что делать в этой ситуации – очевидно, хотя и не очень просто. Несомненно, что помимо знания дорожных знаков и умения управлять автомобилем требуется более серьезное внимание к психологической подготовке будущих водителей. Необходима ревизия учебных программ и дополнительных занятий, направленных на обучение дорожной культуре.

Важно, чтобы культура уважения к другим участникам движения пропагандировалась на государственном уровне и через различные общественные кампании. Также необходим более строгий контроль за соблюдением ПДД. Повышение ответственности за нарушения, особенно за агрессивное поведение на дороге, может дисциплинировать водителей и снизить уровень грубости.

* Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск

** Автомобильная дорога федерального значения Р-257 Красноярск – Абакан – Кызыл – Чадан – Хандагайты

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности