В средствах массовой информации появились сообщения о том, что Красноярский край попал в число регионов России, где отмечен значительный рост аварий на дорогах. И это несмотря на то, что в стране в целом наблюдается снижение числа ДТП. Такой вывод основан на данных сайта гибдд.рф. Так, край занял восьмое место по увеличению числа аварий. Особенно тревожат случаи, связанные с наездами на пешеходов, по этому показателю край оказался на десятой позиции – 205 инцидентов, что на 13,9 % выше по сравнению с прошлым годом. А по авариям с участием нетрезвых водителей наш регион занимает третье место.
С точки зрения автоинспекции
Казалось бы, статистика указывает на заметные проблемы и подчеркивает необходимость усиленной работы по профилактике нарушений и повышению безопасности на дорогах. Однако стоит выслушать и тех, чьей ежедневной обязанностью является обеспечение этой самой безопасности. Мы обратились за комментарием в Госавтоинспекцию края.
В этом году в регионе зафиксировано небольшое увеличение количества ДТП: 2 290 аварий (+4,2 %) с числом пострадавших – 2 753 человека (+2,9 %). Однако число погибших немного снизилось – до 214 человек (-0,5 %), – рассказал врио начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Красноярскому краю подполковник полиции Денис Смоленчук. – Красноярский край занимает почти половину Сибирского федерального округа и является крупнейшим в России, вторым по площади после Республики Саха. По данным переписи 2021 года, здесь проживают около 2,8 млн человек. В общем российском рейтинге край занимает восьмое место по числу ДТП. В Москве, например, 6 559 аварий, в Краснодарском крае – 4 492, а в Нижегородской области – 3 375. По числу погибших край на 15-м месте: на первом – Краснодарский край (571 погибший), на втором – Московская область (463), на третьем – Ростовская область (382).
Летом, когда потоки транспорта увеличиваются из-за отпусков, на трассах традиционно возрастает число аварий – примерно на 10 % по сравнению с другими месяцами. Вне города, где автомобили развивают более высокие скорости на протяженных прямых участках, ДТП часто имеют более тяжелые последствия.
Основной причиной стало несоответствие скорости конкретным условиям движения, а самым опасным нарушением – выезд на встречную полосу. Летом аварийными направлениями оказались южные и восточные трассы, так как многие отправляются в поездки к местам отдыха.
Серьезное влияние на обстановку на дорогах оказывает и грузовой транспорт. На трассе Р-255* уровень аварийности выше, чем на Р-257**, из-за высокой доли грузовиков – около 30 % от общего трафика против 8 % на Р-257.
Кроме того, в статистику добавились аварии с участием средств индивидуальной мобильности, таких как электросамокаты, на которые пришлось 15 % всех ДТП. В 2024 году количество прокатных электросамокатов выросло в два раза, достигнув 6 тысяч единиц. На статистику также повлияло увеличение числа автомобилей в крае: за 2023 год зарегистрировано 93 621 транспортное средство, а в целом автопарк края достиг 1 166 510 единиц.
Таким образом, рост аварийности связан с увеличением транспортной нагрузки на дороги края.
С точки зрения водителя
А что говорят сами водители?
Я думаю, что аварийность зависит от культуры на дорогах, – считает Александр, водитель с 30-летним стажем, – а с этим у нас в крае, к сожалению, не все хорошо. Автохамов на дорогах хватает. Есть и те, кто мнит себя Шумахером. От них тоже проблем хватает. Я, например, живу в красноярском микрорайоне Тихие Зори недалеко от Николаевского моста. Иногда приезжаешь поздно вечером. У кольцевой развязки моста давно сложилась репутация места, где лихачи устраивают несанкционированные гонки. Ночью рев автомобильных двигателей, визг шин и опасные маневры привлекают внимание к этой развязке, которую некоторые водители воспринимают не как часть дорожной инфраструктуры, а как гоночный трек.
Проблема усугубляется отсутствием постоянного контроля на этом участке дороги. Многие водители, пренебрегая правилами и безопасностью, устраивают ночные заезды, создавая угрозу для всех участников движения. Вроде бы жители обращались к властям с просьбой принять меры и ограничить такие сборища. Но периодически ситуация повторяется.
Что делать?
Стоит отметить, что проблемы с культурой движения на красноярских дорогах отмечают и водители из иных российских регионов, хотя и в целом по России ситуация далеко не радужная. И у этого есть объективные причины.
Красноярский край долгое время был одним из лидеров по темпам автомобилизации в России. Благодаря развитой экономике, активному дорожному строительству и улучшению транспортной инфраструктуры число автомобилей в регионе стремительно росло. Однако за этим динамичным ростом скрывались и проблемы, одна из которых – недостаточная подготовка и моральная неготовность некоторых водителей к ответственности, которую влечет управление автомобилем.
С появлением автомобилей у большого количества людей, многие из которых получили водительские права в условиях быстрого роста спроса, на дорогах края наблюдалось резкое изменение культуры вождения. Агрессивное поведение, грубость и несоблюдение правил дорожного движения стали частыми спутниками красноярских трасс. Большое количество новичков за рулем привело к усилению напряженности на дорогах и увеличению числа аварий.
Что делать в этой ситуации – очевидно, хотя и не очень просто. Несомненно, что помимо знания дорожных знаков и умения управлять автомобилем требуется более серьезное внимание к психологической подготовке будущих водителей. Необходима ревизия учебных программ и дополнительных занятий, направленных на обучение дорожной культуре.
Важно, чтобы культура уважения к другим участникам движения пропагандировалась на государственном уровне и через различные общественные кампании. Также необходим более строгий контроль за соблюдением ПДД. Повышение ответственности за нарушения, особенно за агрессивное поведение на дороге, может дисциплинировать водителей и снизить уровень грубости.
* Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск
** Автомобильная дорога федерального значения Р-257 Красноярск – Абакан – Кызыл – Чадан – Хандагайты