О лечении пациентов в условиях ограничений рассказали главные врачи красноярских больниц

О лечении пациентов в условиях ограничений рассказали главные врачи красноярских больниц
Фото: krascor.ru

О зависимости от импорта в российской медицине говорили часто. О том, что за границей производят буквально все, а у нас – ничего. Что мы покупаем и препараты, и технику, и реагенты для анализов… Но вот прошло почти два года с начала спецоперации. В отношении России введено такое количество санкций, которое можно назвать беспрецедентным – более 18 тысяч. Для сравнения, до 2022 года возглавлял рейтинг стран с самым большим количеством санкций Иран – 4,9 тысячи. Нашу экономику эта ситуация не обрушила. А что с медициной? Как работают врачи в таких условиях?

Заменили на российское

Анализы выполняются, льготные препараты поступают в аптеки, и даже высокотехнологичные операции не отменили.

– Определенные трудности, конечно, появились в течение последнего времени, – говорит Валерий Сакович, главный врач ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава РФ Красноярска, доктор медицинских наук, профессор. – Санкции мы почувствовали не в том плане, что к нам какие-то расходные материалы не поступают. Это прежде всего изменение логистики. Если раньше определенный расходный материал мы получали по требованию в течение месяца – максимум двух, то сейчас требуется шесть, а то и больше, чтобы получить определенный клапан сердца, интрадюссер или другую позицию. Поскольку у нас операции выполняются в основном в плановом порядке, пациентов ориентируем на сроки, когда в центре появятся расходные материалы, и исходя из сроков поставки ставим в план на госпитализацию. Но ситуация с санкциями не отразилась на качестве или видах оперативного лечения, мы не ограничиваем какие-то группы пациентов, не перестали делать операции, которые выполняли раньше. Делаем все и в том же объеме. Появились новые возможности в использовании расходных материалов российского производства – клапанов сердца, гомографтов, практически всех видов расходных материалов. Сейчас импортозамещение в медицине происходит активно, переориентируемся на российское производство. Изделия создаются с использованием высоких технологий, это научные разработки, поэтому стоимость недешевая, сопоставима зачастую с импортными расходниками. Но с точки зрения сроков поставки, удобства логистики для нас это хороший вариант.

Недавно в кардиоцентре была сделана уникальная операция 11-летней девочке с использованием клапанного гомографта. Это изделие, разработанное в России, которое создается индивидуально для каждого пациента с учетом его особенностей. А в случае, когда анатомия сердца нарушена, технология помогает изготовить изделие, которое подходит идеально.

Вадим Янин, главный врач Красноярского краевого клинического центра охраны материнства и детства, считает, что система оказания медицинской помощи в России, несмотря на исключение из международного медицинского сообщества, системы поставок медтехники и расходных материалов, успешно справляется с различными сложностями:

– Прежде всего санкции повлияли на поставки медицинской техники, оборудования, реагентов, расходных материалов к ним. В течение первого года склады в РФ были заполнены этой техникой, но уже тогда было понятно, что нужно ориентироваться на те страны, с которыми мы остаемся партнерами – и в первую очередь это Китай. Там огромный рынок, который достоин изучения. Существуют различные механизмы взаимодействия, к примеру, ежегодная выставка здравоохранения в Москве, где на экспозициях представлено большое количество различных товаров, видов услуг, расходных материалов. Что касается лабораторной медицины, то да, наши бывшие партнеры ушли. Но все, что производилось в Европе, США, производится и в Китае, в том числе реагентика. Я думаю, и у нас будет развиваться производство. Что касается медицинских препаратов, то в мире главные производители фармацевтических субстанций, из которых делаются лекарства, – это не Европа и США, а Индия и Китай.

Изменение логистики

Ситуация с лекарствами вызывала изначально большое количество опасений. Некоторые скупали нужные препараты пачками, беспокоясь, что они исчезнут с полок аптек. Так, наибольший, пожалуй, резонанс вызвали сразу после начала спецоперации перебои с поставками препаратов для лечения пациентов с болезнью Паркинсона и для заместительной гормональной терапии при заболеваниях щитовидной железы.

Сейчас закупка лекарственных препаратов заместительной гормональной терапии при заболеваниях щитовидной железы немецкого производства на 2024 год состоялась, – проинформировала Елена Муравьева, заместитель начальника отдела лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Красноярского края. – На этот год закуп двухкомпонентных препаратов для лечения пациентов с болезнью Паркинсона состоялся как российского производства, так и иностранного производства (из дружественных нам стран). Сохраняется нестабильная ситуация с поставками трехкомпонентных противосудорожных препаратов, которые производятся в Евросоюзе.

В ряде случаев перебои с наличием лекарств зарубежного производства связаны не только с санкциями, но и с изменением логистики.

– В течение 2023 года некоторые иностранные производители уведомили Росздравнадзор о прекращения поставок лекарственных препаратов на территорию РФ, в этом случае Министерство здравоохранения организует ввоз через территории третьих стран, в связи с чем удлиняются сроки поставок, – поясняет Елена Муравьева.

Часть зарубежных фармкомпаний отказалась от клинических испытаний препаратов в России, и это может повлиять на продвижение новых лекарств на российском рынке. Однако сейчас Минздрав РФ организует самостоятельное проведение клинических исследований на территории России и стран, которые входят в Евразийский экономический союз.

Важно, что препараты для пациентов с орфанными заболеваниями – такими, к примеру, как муковисцидоз или спинальная мышечная атрофия (СМА) – имеются в наличии.

В прошлом году несколько детей из Красноярского края с диагнозом СМА получили самое дорогое лекарство в РФ – «Золгенсму».

Еще с 2014 года в России был взят курс на импортозамещение лекарственных препаратов. Это позволило развернуть собственное производство многих групп лекарственных препаратов – противовирусных, антибактериальных, а также для лечения эндокринологических, онкологических заболеваний, ВИЧ.

Иными словами, ситуация не очень простая. Но и катастрофичной ее вряд ли можно назвать. Сейчас продолжается настройка системы оказания медпомощи с учетом существующей ситуации, так как всем уже очевидно: санкции – это надолго.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит