В министерстве образования Красноярского края завершился конкурс молодых педагогов для сельских школ. Из 83 учителей выбрали 50 лучших. Заключив трудовой договор на три года, они получат дополнительную выплату в 350 тысяч рублей.
В двух шагах от «цивилизации»
Конкурс привлек внимание к большой современной проблеме – дефициту педагогов в селах. Нередко учителей в возрасте за 60 коллеги уговаривают поработать «хотя бы еще годик». Те идут навстречу: ведь замену им найти нелегко. Непонятно только почему. Плюсов в работе в таких сельских школах немало. Стандартно к зарплате идут традиционные надбавки: 25 процентов «сельских» и 20 процентов – для молодого специалиста. Жилье арендуется за счет средств муниципального бюджета. Наконец, классы меньше, а исключительно потребительское отношение к учителю, как у многих городских родителей, здесь все-таки пока еще редкость. Уважение чувствуется. Что, впрочем, и неудивительно. Учитель в деревне – это часто и социальный работник, и педагог дополнительного образования, и безвозмездный репетитор, когда речь заходит о подготовке к ЕГЭ.
Еще как-то можно понять дефицит педагогов в совсем уж глухих местах. Но ведь и в тех, где до «цивилизации» – полчаса на машине, та же ситуация! Ждут учителя в Крутояре – населенном пункте в тридцати километрах от Ужура. В Степном – большом поселке в 45 км от Назарово. В Большой Мурте. Не хватает учителей и в районных центрах, и в небольших поселках. Вакансий столько, что можно подобрать вариант и по району, и по климатическим условиям – от Туруханска до Краснотуранска. Но… не едут. Даже в поселках рядом с Красноярском педагогов не хватает. Только с помощью министерского конкурса удалось найти учителя в Вознесенку Березовского района.
– Я здесь работаю с 2012 года, – рассказывает Мария Чекина, завуч школы поселка Вознесенка, – и все это время вакансия учителя иностранного языка оставалась открытой. Насколько я помню, за все это время ни единого звонка не было от потенциальных соискателей. С другими педагогами проще. Видимо, для людей, которые изучали в университете английский язык, в городе масса возможностей для трудоустройства – и репетиторство, и работа в турфирмах, ехать в сельскую местность им просто нет смысла. А иностранный – это обязательный предмет. Приходилось просить, чтобы учителя из Березовки, и так имеющие большую нагрузку, после своих занятий приезжали к нам. К примеру, в три часа дня мог быть урок английского языка. Конечно, это было неудобно.
Участок вместо квартиры
Новый учитель иностранного Вознесенской школы Ксения Удинцова о конкурсе узнала от родителей. И сразу заинтересовалась: была у семьи такая мечта – построить собственный дом вдали от городского шума. В управлении образования молодой педагог попросила не предоставлять жилье, а выделить земельный участок. В районе пошли навстречу.
– Пока не отработаю несколько лет, участок будет предоставлен в аренду, – рассказывает Ксения Удинцова. – Потом его передадут в собственность. Как только построим дом – сразу же переедем, а пока на работу буду ездить из Красноярска. От города получается всего километров 20. В одном здании со школой расположен детский сад: а значит, когда ребенок подрастет, я могу его туда отводить. Школа мне понравилась – еще в конце прошлого учебного года меня попросили выйти хотя бы на несколько недель. Поэтому с коллективом я уже познакомилась: как и во многих небольших школах, он дружный, отношения между коллегами очень душевные. Классы небольшие – значит, усвоение материала гораздо лучше. Радует, что ребятишки слушают меня с большим интересом.
Как распорядится дополнительной выплатой в 350 000 рублей, Ксения уже решила – на одну часть поменять машину, другую вложить в строительство дома.
Кроме Березовского района, молодые учителя иностранного языка поехали в Балахтинский, Богучанский, Емельяновский, Каратузский, Ужурский, Шарыповский. В 14 районах появится сразу 22 учителя начальных классов. Нашли для сел и тех, кто будет учить ребят русскому языку и литературе, истории, обществознанию. За школы, где в этом учебном году появятся молодые учителя, можно только порадоваться. Но вот что будет с остальными? Особенно когда через 10–15 лет уйдут на пенсию даже самые трудоспособные педагоги?