О, сколько нам открытий чудных… Как красноярские школьники двигают прогресс

О, сколько нам открытий чудных… Как красноярские школьники двигают прогресс

Переводчик с языка жестов, тест для диагностики рака поджелудочной железы, батут, водные лыжи – все это придумали дети из самых разных стран мира. Не те серьезные дяди и тети в белых халатах, что просиживают ночи напролет в лабораториях, а обычные школьники, которые не умеют делать сложных инженерных расчетов, зато умеют видеть проблемы и отлично фантазировать.

Красноярский край в особенности может гордиться своими детьми-инноваторами: их здесь больше, чем в любом другом регионе. А прошлой осенью наши школьники получили патент на изобретение, посвященное Олимпиаде Сочи-2014 и универсиаде Красноярск-2019: «Защитная система спортсмена». Придумали эту систему ученицы школы № 10 имени академика Ю. А. Овчинникова Лея Уманская и Юлия Рихтер совместно с сотрудниками кафедры ЮНЕСКО и студентами-дипломниками СФУ.

Придумать сложнее, чем сделать

Екатерина Хиновкер.jpg«Изобретательская лаборатория» в школе работает уже более 13 лет, в активе ее участников немало побед на всероссийских молодежных научных форумах.

Сейчас красноярские школьники вместе со специалистами СФУ готовят к патентованию еще шесть изобретений. Среди них аппарат, который уменьшит число разведочных бурений при поиске геологами нефтяных месторождений; проект экономичной «уборки» космического мусора и столь же экономичных подводных производств.

Раскрывать подробности этих проектов руководители творческой лаборатории – заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» СФУ, кандидат технических наук Анатолий Козлов и педагог школы, почетный работник сферы молодежной политики России Татьяна Погребная – пока не считают возможным. Авторство за идеями еще не закреплено, а значит, коммерчески ценные мысли школьников могут вполне стать бесплатной основой для чьих-то планов. А вот про таинственно звучащую «систему устойчивого мышления» — высшую форму инновационного мышления — рассказывают открыто. Эта система – педагогическая и по закону не подлежит патентованию, авторство на нее защищается публикациями, которые уже сделаны.

На основе этой системы десятиклассница школы № 10 Александра Шулежко разрабатывает идею совершенствования «устойчивого города», делая его не только экологически безопасным, но и не подверженным ураганам, наводнениям, землетрясениям. Такой город отапливается теплом Земли (температура ядра нашей планеты около 6 тысяч градусов), при наводнениях всплывает, как корабль, при ураганах прячется под землю, от землетрясений его защищают специальные «подушки». А вот как именно это можно сделать при современном (а не через века) уровне научно-технического развития — это ноу-хау для патентования. Идея родилась после трагических событий на Дальнем Востоке.

О социальной сфере устойчивого города рассказывает в своем проекте одноклассница Александры Екатерина Хиновкер:

– Это такой город, который не только устойчиво существует, но и устойчиво развивается. Чтобы создать его, необходимо сформировать у жителей особое мышление, которое ориентировано прежде всего на улучшение всего окружающего. Сейчас я рассматриваю образование в разрезе формирования устойчивого мышления и перехожу к медицине. Мой проект – это, по сути, обобщение работы секции «Теория решения изобретательских задач» в школе за последние десять лет, и он демонстрирует, насколько универсальным может быть применение принципов ТРИЗ в жизни.

ОТРИЗвить ребенка

Именно ТРИЗ обязаны школьники своими успехами. Теория решения изобретательских задач была создана российским ученым Генрихом Альтшуллером в середине прошлого века, в Красноярске осваивать ее начали в 70-х, и через некоторое время городская школа № 10 уже использовала принципы ТРИЗ.

Теория эта позволяет учить детей видеть проблемы и мыслить противоречиями, а главное – путями их преодоления – говорит Татьяна Погребная. – Некоторые ведь убеждены, что в современном мире уже незачем заниматься изобретательством – давно уже все придумано и освоено. Но это не так! Когда-то молодому Альберту Эйнштейну тоже советовали не заниматься физикой, так как «в ней уже все создано». Человек рожден для того, чтобы изобретательно мыслить. Ведь умение замечать проблемы и находить пути их решения, а не элементарное «следуй за мной и изучай изученное» развивает не только профессиональные качества, но главное – личность в человеке.

Система ТРИЗ рассчитана на всех детей, а не только на тех, кого принято называть особо одаренными. Татьяна Владимировна ответственно заявляет: развить изобретателя можно в любом ребенке, независимо от его школьных оценок и поведения.

– Иной раз учителя говорят – ну куда вы набираете этих троечников? Что они смогут придумать-то? Они формул понять не могут… А дети приходят к нам, и у них открывается такая генерация! Обычный ученик средних способностей Илья Журавлев с проектом усовершенствованных лыж занял второе место на Всероссийской выставке НТТМ среди студенческих работ! Поступил на сложнейший технический факультет СФУ и сегодня успешно занимается наукой. Поэтому мы никому не отказываем, принимаем всех и в любом возрасте. Я детям всегда говорю – у вас такие же возможности, как и у молодого Билла Гейтса, нужно только правильно их использовать.

Анатолий Козлов подтверждает – ни один выпускник «лаборатории изобретателей» 10-й школы не остался на обочине жизни. Не все, конечно, посвятили свою жизнь науке, но абсолютно все благодаря ТРИЗ открыли для себя главный секрет успешного человека – умение решать проблемы.

Катя Хиновкер в решении проблем медицины видит смысл своей жизни:

– Анестезиология, хирургия – в этих сферах непочатый край нерешенных задач, – говорит Екатерина. – Нужно искать способы уменьшения вредного воздействия наркоза на человека, уменьшать травматичность хирургических операций… Это очень сложные проблемы, и вместе с ТРИЗ нужны медицинские знания, чтобы их решить, поэтому нужно учиться дальше…

Идеи и деньги

– В обществе есть стереотип: если школа, то обязательно бедная, – делится своими мыслями Татьяна Владимировна. – Но ведь школы обладают огромным богатством – мозгами! И школа может зарабатывать деньги – получать патенты, внедрять рацпредложения и тиражировать изобретения.

– Мы готовы отдать в массовое производство свою «защитную систему спортсмена», это изобретение придумывалось специально к сочинской Олимпиаде как подарок нашего города универсиады-2019 олимпийскому Сочи, – говорит Анатолий Козлов. – Мы хотели показать, что молодежь способна поддержать спорт и таким вот образом. Но пока разработка еще на стадии проекта. В системе школьного образования нет такого звена, которое помогало бы нам доводить идеи до реализации. А самостоятельно заниматься этим мы не можем – нужны время, силы, специальные знания и немалые средства.

…Впереди у тризовцев сотни пока не решенных проблем и тысячи идей. Татьяна Погребная и Анатолий Козлов работают не покладая рук. Ведь, по утверждениям психологов, прирожденную способность к творческому, неординарному мышлению человек утрачивает к 18 годам. А значит, нужно успеть развить гения в ребенке, пока он еще школьник. Иначе кто будет двигать нашу науку?..

Вдохновляющие истории

Однажды 17-летний американец Райан Паттерсон заметил в McDonald’s несколько слабослышащих детей, которые никак не могли объясниться с официантом. Подростку пришла в голову идея создать электронный переводчик с языка жестов. Устройство представляет собой специальную перчатку с датчиками – оно распознает жесты и переводит их в буквы, выводя текст на экран компьютера.

Девятилетний Крис Хаас обмакнул руки в краску и наложил их на баскетбольный мяч. Так он хотел объяснить сверстникам, как нужно правильно держать мяч, чтобы попасть в корзину. Отец мальчика продал идею компании, выпускающей спортивное оборудование, и вот уже больше десяти лет по всему миру продаются такие мячи. А на деньги, вырученные от продажи идеи, Крис, его сестра и брат получили образование в колледже и помогли многим благотворительным организациям.

В возрасте 11 лет Фрэнк Эпперсон случайно забыл зимой на улице стаканчик с соком и палочкой для размешивания. Через несколько часов он держал в руках фруктовое мороженое на палочке. Через полтора десятка лет Фрэнк запатентовал свое детское изобретение и стал торговать замороженным лимонадом.

В России дети разрабатывают не меньше, а гораздо больше сильных изобретательских идей. Но пока что, к сожалению, не созданы возможности для их внедрения.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о