Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом

Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
Фото: МКУ «Енисейский районный архив»

На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь занимал многие месяцы, и потому не удивительно, что идея проложить канал, соединяющий Обь и Енисей, появилась еще в XVIII веке. Уникальное гидротехническое сооружение все-таки было построено к началу ХХ столетия, но его судьба окажется незавидной, поскольку каналу не суждено будет стать постоянно действующим.

Причин этому множество, и одна из главных – судоходная магистраль не выдержала конкуренции с магистралью железнодорожной, Транссибом, который построили в рекордно сжатые сроки. По историческим меркам оба сооружения – почти ровесники, но если взять во внимание предысторию, то Обь-Енисейский канал значительно старше.

Еще в 1797 году была высказана идея соединить речные системы двух крупнейших водных артерий Сибири. Заинтересованы в этом были прежде всего торговые люди. Освоение новой гигантской провинции шло растущими темпами, увеличивался поток переселенцев и грузов, в то время как освоенные пути по рекам были трудны, а сухопутные дороги во время весенней и осенней распутицы становились вовсе непроходимыми.

Разведка будущего водного маршрута началась в первые годы XIX века. Инженерные партии уходили в глухую тайгу, вели исследования, однако все продвигалось крайне медленно по причине дороговизны и сложности задачи. Однако сама идея не была забыта – наоборот, она «дозревала». Спустя несколько десятилетий, в 1872–1873 годах, П. Е. Фунтосов, богатый енисейский купец, пожертвовал весьма значительную по тем временам сумму, восемь тысяч рублей, для исследования района Маковского волока и водораздела Озерной и Малого Каса.

По сути, этот капитал был потрачен на проверку гипотезы о том, что бассейны Оби и Енисея имеют естественное соединение.

Павел Евгеньевич Фунтосов (1819–1890)

Купец II гильдии, сборщик податей (1840), гласный в думе (1846–1849), кандидат (помощник, заместитель) городского головы (1852–1855), директор окружного отделения Попечительского общества о тюрьмах (1863), городской голова (1872–1876). Потомственный почетный гражданин Енисейска. В 1870-е годы выступил инициатором проекта соединения Оби с Енисеем водным путем, снарядил за свой счет экспедицию и составил проект, который послал в Санкт-Петербург. В 1883 году Фунтосов вошел в состав комиссии по устройству Обь-Енисейского канала и был награжден орденом Святой Анны III степени.

В 1874 году енисейский купец в компании с Томским управлением путей сообщения ходатайствовал о дальнейшем финансировании проектно-изыскательских и строительных работ. В качестве компенсации Фунтосов просил предоставить ему особые права в пользовании будущим каналом и природными ресурсами в его зоне. Ходатайство было удовлетворено. В 1875 году в район Кети и Каса отправилась экспедиция инженера Мошкова и лейтенанта Сиденснера.

Вскоре в проекте появится еще один видный участник – А. М. Сибиряков. На его средства в 1878 году была организована еще одна экспедиция под руководством барона Б. А. Аминова. По результатам исследований был избран наиболее приемлемый маршрут.

Александр Михайлович Сибиряков (1849–1933)

Представитель седьмого поколения знаменитого купеческого рода Сибиряковых, владелец золотых приисков, заводов, пароходств на Ангаре и Амуре, путешественник, исследователь Арктики, один из инициаторов освоения Северного морского пути, благотворитель.

Сибиряков изначально возлагал большие надежды на развитие внутренних водных путей: «Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль. Сибирь богата своими водными путями, и наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно. Наступило время подумать об этом».

Строительство канала началось в 1883 году. Основным материалом для постройки шлюзов и других сооружений стала лиственница. В процессе работ пришлось вносить поправки в проект, в частности, уменьшить длину шлюзовых камер и предельную грузоподъемность судов с 18 тысяч до пяти тысяч пудов. Также снизилась и стоимость строительства – до 3 миллионов рублей вместо изначально заявленных 10 миллионов.

Весной 1888 года из Оби в Енисей отправились два буксирных парохода с баржами в 2,5 тысячи пудов. Первый рейс оказался не полностью удачным – одному судну пришлось вернуться. Однако в 1891 году канал открыли для постоянного плавания небольших судов, а спустя 10 лет после начала строительства, в 1893 году, было доложено об окончании работ. В следующие пять лет было построено еще два шлюза.

Использованы материалы интернет-энциклопедии Красноярского края, портала ЦБС г. Енисейска, красноярские архивы.рф

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит