Обогрев здоровьем

Обогрев здоровьем
Фото Олега Кузьмина

Привычное мнение, что смог – бич крупных промышленных городов, наглядно опровергла катастрофическая ситуация в Минусинске, которая потребовала вмешательства президента РФ и вице-премьера Виктории Абрамченко.

Необычность ситуации в том, что в Минусинске нет никакого «яд-завода», который можно было бы традиционно обвинить в отравлении жителей. Это милый провинциальный городок, в котором еще недавно было 300 солнечных дней. Увы, сегодня смог существенно сократил это количество. И вот при отсутствии крупной промышленности оказалось, что по уровню гари и копоти в воздухе Минусинск даст фору индустриальному гиганту Красноярску.

Из трубы идет дымок…

Можно было бы говорить о «минусинской аномалии», но точно так же задыхаются большие города и малые веси, и не только в Красноярском крае. Смог навис над Абаканом, Кызылом. В сопредельном Улан-Баторе он стал национальным бедствием, ежегодно уносящим жизни, в первую очередь детей и стариков.

Что же объединяет столь разные города – промышленный Красноярск, провинциальный Минусинск, экзотичный Улан-Батор? В этом нет секрета: большой частный сектор, который отапливается индивидуальными печами и твердотопливными котлами.

Скептики могут усомниться: да, в Улан-Баторе – уходящие за горизонт юрточные районы. Да, огромная часть Минусинска – одноэтажная. Но при чем здесь Красноярск, где преобладают многоэтажные здания? А преобладают ли?

Красноярский ученый, доктор биологических наук, профессор Валерий Заворуев приводит статистику двухлетней давности: на каждый многоквартирный дом приходится два дома с печным отоплением. А ведь помимо жилых домов есть отапливаемые гаражи, бани, шиномонтажки, «шараш-монтаж конторы», где даже ядовитый свинец из аккумуляторов добывают. Дачи, на которых живут круглогодично. И все это дымит, коптит, выбрасывает в воздух облака сажи.

В городе чище, чем за городом

А самые неверующие могут ознакомиться с результатами исследований, проведенных группой красноярских ученых под руководством профессора Заворуева. Работа называется «Взвешенные частицы в приземном слое атмосферы Красноярска и пригорода в 2020 году». Достаточно привести всего лишь одну цитату из нее:

Обращает на себя внимание факт того, что в атмосфере пригорода концентрация РМ2,5 выше, чем в воздушной среде города Красноярска. В районах постов наблюдения Светлый, Дрокино, Минино, Солонцы нет промышленных предприятий и дорог с интенсивным движением автотранспорта. Основными источниками выбросов РМ2,5 в этих населенных пунктах являются автономные источники теплоснабжения (АИТ).

То есть, выезжая, к примеру, отдохнуть на природу, красноярцы сталкиваются с более грязным воздухом, чем в своих «каменных джунглях».

Напомним, что РМ2,5 – это взвешенные частицы, ответственные за множество заболеваний: от бронхита до рака. Но есть вещи и более серьезные. Это бензопирен – вещество 1-го класса опасности, признанный мутаген и канцероген.

Как подчеркнул Валерий Заворуев, на ТЭЦ сгорание угля происходит при очень высокой температуре, и образующийся бензопирен сразу же разлагается. В индивидуальных отопительных устройствах достижение высокой температуры сгорания невозможно. И именно при таких условиях и образуется бензопирен. Кстати, этот канцероген выделяется даже при тлении сигареты или копчении мяса.

Кто виноват и что делать

Почему же ранее эта проблема не была столь ощутимой? По версии ученого, здесь сыграли роль два фактора. Повышение тарифов на электроэнергию для населения и ужесточение контроля энергетиков за потреблением ресурса. Платить за энергию для отопления стало разорительно, а воровать ее – опасно. В результате начался массовый переход на самый дешевый вид отопления – углем. Плоды этого мы сегодня и пожинаем.

Есть ли какой-либо выход из этой ситуации? Своим мнением об этом мы попросили поделиться председателя палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павла Гудовского.

Здесь проблема в том, что официальная промышленность «видна на бумаге» и ее можно регулировать, – отметил эколог. – Есть проблемы в системе регулирования, но это уже другой вопрос. Мы в рамках своих расследований видим, что и как можно изменить, чтобы повысить экологическую ответственность крупного бизнеса. Но есть такие источники выбросов, которые никак не регулируются. Это автотранспорт, нелегальный малый бизнес и частный сектор. И найти здесь какие-либо механизмы регулирования крайне сложно. По идее, государство должно выйти с предложением к населению, чтобы люди переходили на более экологичные источники отопления.

Как полагает Павел Гудовский, решая эту проблему (а она не только красноярская), нельзя зацикливаться на каком-то одном решении, слишком сложна и неоднозначна ситуация. Нужно прорабатывать все возможные варианты: и газификацию, и электроотопление, и использование бездымного топлива. Здесь нужна альтернатива. Но решать проблему необходимо. Ведь она уже не назрела, а перезрела. А с ростом индивидуального строительства печной смог будет только гуще.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности