Обратный отсчет Как подготовить ребенка к первому классу

Обратный отсчет Как подготовить ребенка к первому классу

Сборы в школу, особенно если ребенок идет в 1-й класс, для семьи – период хлопотный. Главное в этой суете не забыть, что одним лишь приобретением рюкзака со всем содержимым и школьной формой не обойтись – требуется серьезная работа, чтобы поход в школу не стал для первоклашки стрессом.

Новая жизнь

Конечно, ребенка нужно начинать готовить к новой жизни не за неделю до торжественной линейки 1 сентября, а намного раньше, хотя бы за год.

Если малыш не ходит в детский сад, стоит позаботиться о его дополнительном дошкольном образовании: выбрать хороший развивающий центр или записать в группу «Дошколенок», которые действуют при большинстве образовательных учреждений. Можно самим разработать план занятий и стараться ему следовать.

В любом случае обратите внимание на развитие мелкой моторики. Подойдут любые виды занятий, начиная с выкладывания мозаик и заканчивая рисованием каждым пальчиком разных геометрических фигур, животных и так далее. После того как дошкольник научится рисовать пальчиками, переходите к кисточке. Пусть малыш работает не только правой, но и левой рукой – это важно для симметричного развития полушарий мозга.

– Если малыш посещает детский сад, как правило, дополнительных занятий не требуется, – объясняет руководитель психологической службы красноярской гимназии «Универс» психолог Ксения Калиновская. – Узнайте у воспитателя, справляется ли ребенок, насколько у него развита мелкая моторика. Спросите, обладает ли он усидчивостью (для начала речь идет хотя бы о 15 минутах), может ли работать в группе. Если на все вопросы вам ответили «да» – можно расслабиться. Единственное, что придется сделать, – сходить в апреле на общее собрание, которое проходит в каждой школе для родителей будущих первоклассников. Обычно на таких встречах выступает психолог, который дает конкретные советы, которым лучше следовать.

Учиться отдыхать

Дети, как правило, хорошо слышат друг друга: у них более звонкий голос, и в принципе они ориентированы на общение со сверстниками. А чтобы понять слова учителя, голос которого поначалу незнаком, приходится прилагать усилия.

Важный навык, который должен появиться у ребенка до того, как он начнет ходить в школу, – не только слушать взрослых, но и слышать их. Чем больше в период подготовки к школе будет новых знакомств с людьми старшего возраста, тем проще пройдет период адаптации.

– Слушать взрослого значит обращать на него внимание, смотреть в глаза, поднимать голову всегда, когда собеседник начинает что-то говорить, – объясняет Ксения Калиновская. – Важно, чтобы ребенок научился слышать вопросы, если к нему обращаются. Можно попросить малыша повторить то, что говорил собеседник, и понять, насколько у него получается усвоить смысл устной речи. Иногда возникают сложности, но они решаются путем тренировок.

Не менее важно научить будущего первоклассника самостоятельно снимать умственное утомление. А он точно будет уставать: придется непривычно много сидеть, удерживать внимание, соблюдать нормы, концентрироваться, то есть делать то, что отнимает много энергии. Ребенок должен понимать, как он может отдохнуть на уроке или на перемене.

Например, на уроке, если задание выполнено, можно порисовать что-нибудь карандашами. Или несколько раз сжать и разжать кулачки для снятия мышечного напряжения рук. Если хочется сделать паузу на уроке, можно, например, закрыть ладошками глаза на пару минут. Главное, чтобы родители предупредили учителя: таким способом первоклассник отдыхает.

Ребенок должен понимать, как ему лучше отвлечься на перемене. Если шум и бегающие дети являются раздражающим, а не успокаивающим фактором, должны быть другие варианты отдыха – например, настольные игры.

Задира в классе

Отдельная история – смена коллектива, разлука со старыми приятелями и знакомство с новыми.

– Обычно все происходит само собой. Если ребенок хочет сохранить общение с друзьями из детского сада, это несложно. Благо современные информационные технологии позволяют поддерживать дружбу, обитая не только на соседних улицах, но и на соседних континентах, было бы желание, – объясняет Ксения Калиновская. – Конечно, они будут реже встречаться. Возможно, дружба сама собой сойдет на нет. Но говорить о том, что первоклассник никогда больше не увидит своих друзей, не стоит – это не так.

Чтобы понять, легко ли будет ребенку обзавестись новыми друзьями в школе, обратите внимание, как заводят знакомства его родители. Если легко – то и малыш быстро обрастет приятелями. Если родители замкнуты, скорее всего, сын или дочь также будут испытывать сложности в коллективе.

Почти в каждом классе есть ребенок, поведение которого отличается от общих стандартов, – более шумный, задиристый, чем все остальные, а иногда и просто неуправляемый. И, конечно, если он намеренно агрессивен с другими, конфликт нужно разрешать. Необходимо учить будущего школьника не только слушать чужое мнение, но и отстаивать свое. А также обращаться за помощью к ближайшему взрослому или к старшему товарищу, если кто-то его обижает.

Кажется, что общение с задирой становится настоящей проверкой на прочность и для учителей, и для одноклассников. Но на самом деле такая ситуация очень полезна с точки зрения формирования толерантности.

– Дети, проучившись вместе два-три года, привыкают к особенностям друг друга, они перестают обращать внимание на какие-то выпады, агрессию, плаксивость, – объясняет Ксения Калиновская. – Если дети принимают одноклассника с особенностями в поведении, скорее всего, в этом классе атмосфера будет лучше, чем в других. Дети, находящиеся в такой обстановке, становятся более внимательными, сплоченными, учатся быть терпимыми. Учителя отмечают: присутствие в классе ребенка с особенностями идет на пользу однокашникам, которые рано начинают осознавать: мы все – разные. В то же время это не означает, что они не должны отстаивать свои интересы, и в понимании этого им должны помочь родители.

личный опыт

Надуманные страхи

Два года назад более опытные родители запугивали: «Отдыхай, пока в детский сад дочка ходит! Школа – настоящий ад!» Действительно, переход из детского сада в школу – нешуточное испытание для психики не только первоклассников, но и родителей.

Хотя все зависит от твоего отношения к ситуации. Когда ожидаемое событие случилось – моя дочь пошла в школу, я поняла: многие из проблем, о которых слышала от знакомых, оказались надуманными.

Я работаю журналистом, поэтому о проблеме пресловутых школьных поборов слышала немало и готовилась к настоящему разорению. Оказалось – зря. Конечно, в нашем классе мы сдаем какую-то символическую сумму в фонд класса. Но деньги эти чаще всего расходуются на подарки нашим же детям, а также на решение мелких бытовых вопросов.

Была наслышана и о чудовищно сложных современных программах. Боялась, что придется все свободное время проводить, делая уроки с ребенком. К счастью, второй раз начальное образование получать мне не приходится (по крайней мере, пока). Нам очень повезло с преподавателем, поэтому изучение школьных предметов дается дочке просто. Так стереотип о жестоких и равнодушных современных учителях не выдержал проверки реальностью.

Еще один страх был связан с предубеждением о крайне низком качестве современного образования. Развеялся он еще в первом классе, когда я не смогла ответить на пару вопросов своего ребенка. Знания, которые дают в школе, – не хуже, чем были в наше время. Они – другие.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными