Обрывы, «ики» и кружавчики В чем настоящее богатство народной песни?

Обрывы, «ики» и кружавчики В чем настоящее богатство народной песни?
Фото пресс-службы фестиваля "МИР Сибири"

Детский фольклорно-этнографический ансамбль «Тропина» из Дивногорска знают и любят далеко за пределами России. Небольшому коллективу в октябре этого года исполнится 30 лет, и за это время они смогли сделать невозможное: сохранить песни, которых сейчас уже нет. То сокровище, что составляет традиционную культуру. В этом году два вокалиста ансамбля едут на «МИР Сибири», чтобы вся страна знала, какие песни поет Красноярский край.

Идти вдвоем и втроем

В небольшом кабинете ДК «Энергетик» не протолкнуться: ткацкий стан, стеллаж с народными куклами, расписными шкатулками, деревянными игрушками. На другой стене – тканые пояса: красные, зеленые, синие, узкие и широкие. Красный – женский цвет; круглые пояса – в бутылочку – ткут и носят только мужчины; широкие пояса – для верхней одежды… Все эти премудрости неизвестны городскому жителю, зато хорошо знакомы ребятам фольклорно-этнографического отделения Дивногорской детской школы искусств. И все, что находится в этой небольшой комнате, сделано руками дивногорских мальчишек и девчонок, которые уже несколько десятилетий занимаются сохранением русской традиции. А началось все с Елены Геннадьевны Вопиловой, классической пианистки по образованию.

– Получилось как у всех бывает, – вспоминает Елена Геннадьевна. – Вышла замуж, мы уехали к мужу в деревню Идринское, в это время моя старшая дочка должна была пойти в школу, и выяснилось, что ни в детском саду, ни в школе никто не поет народных песен. И молодежь их не знает. Я со всей улицы собрала подружек моей старшей дочери, мы пошли в районный Дом культуры – и стали там петь народные песни.

И получилось настолько хорошо, что, когда семья вернулась в Дивногорск, а Елену Геннадьевну назначили директором музыкальной школы, она решила набрать коллектив и здесь. Повесила объявление, в котором приглашала всех желающих на курс – петь народные песни. Пришли человек 15 – это и был первый состав ансамбля. Название «ТропинА» придумали сами дети: так обозначают тореную дорожку, по которой можно идти вдвоем и втроем. Так они и идут все вместе.

Со временем курс по выбору превратился в фольклорный класс, а класс – в фольклорно-этнографическое отделение, что для школ искусств – большая редкость.

Та самая Петропавловка

Коллектив очень быстро «припелся» – и в этом помог ансамбль аутентичных исполнительниц «Сибирячки», в котором пели мамы и бабушки строителей Красноярской ГЭС. Когда Даурский район был затоплен, они перебрались в Дивногорск и пели песни станицы Даурской, которая давно на дне моря.

– Однажды они шли мимо зала – окно было открыто, – вспоминает Елена Геннадьевна. – Зашли, говорят: а что вы тут поете? А можно мы к вам придем? И первый год бабушки приходили, пели свою песню, ребятишки быстро соображали, каким голосом у них получится спеть, – и пели вместе.

Потом дети привели мам, братьев-сестер – и лет пять «Тропина» была семейным коллективом. А в 90-м году в крае прошла очно-заочная школа фольклора, организованная В.М. Ковальчуком — директором Государственного центра народного творчества Красноярского края, и это стало началом этнографических экспедиций. Красноярский край на тот момент был настоящим фольклорным заповедником: переселенцы чтили традиции своей земли, трепетно храня песни, танцы, костюмы. С этого момента ансамбль стал восстанавливать не только песни и манеру исполнения, но и традиционные костюмы. Одной из первых экспедиций была поездка в Петропавловку Курагинского района.

– Меня моя ученица отправила туда, говорит: там живет моя бабушка, у нее три сестры. Они эти песни знают и все время у меня спрашивают: почему твоя училка не приезжает? – улыбается Елена Геннадьевна. – Мы с мужем, тремя детьми и этой девочкой Надей летом поехали в Петропавловку. В 1990-м. И собрались бабушки – сестры Быковы, их прадеды основали деревню, они из Пермского края были – это одно пенье. А на другой улице жили те, кто с Украины приехал. А дальше пели только казачье, Смоленщину и Витебск. Я ездила туда много раз.

Именно из Петропавловки у «Тропины» много казачьих песен в том варианте, который больше нигде не зафиксирован, хороводные и игровые песни. И, конечно же, костюмы.

– Важно петь Петропавловку, чтобы на тебе было надето петропавловское, – и знать, от каких переселенцев это взято, – рассказывает руководитель «Тропины». – И чтобы выговаривать слова правильно. Если этого не делать, то песня никому не будет принадлежать. А такого не бывает.

Елена Геннадьевна обшивает свой ансамбль сама. Ищет домотканый лен, кружево, вышивает фартуки и рукава. Читает любую вышивку, как книгу. Рассказывает, как обрадовалась, когда подарили вышивку XIX века, и она ее пустила на рукава костюма для Насти Мокиной.

– Это не должно лежать в музее, а оно ей как раз по возрасту – там розаны, – поясняет она. – Розаны в хороводе идут. Девушка взрослая может быть засватанной, думает о том, что у нее будут муж, семья и дети.

Нелинейное мышление

Настя Мокина в этом году окончила школу искусств, ей 15 – и летом она поедет в Шушенское с еще одним вокалистом ансамбля – 13-летним Сашей Пономаревым. Соревноваться они будут в одной возрастной категории, оба не в первый раз в Шушенском, Саша уже один раз был лауреатом. Оба учатся на фольклорном отделении с пяти лет.

– Я очень люблю духовные стихи, – делится Настя. – А на всех праздниках меня просят петь «Лелимье». Это качельная песня на Пасху. Когда снег сходит и ставят первые качели, нужно, чтобы парни девок качали очень высоко. Тогда лен вырастет долгий. Длиннее лен – тоньше нитка, тоньше ткань и рубаха.

– А я люблю «Орел сизый» из Балахтинского района. Орел сизокрылый, где летал-пролетывал? Я летал орел по высоким горам, – запевает Саша.

– Когда мы поем эту песню дуэтом, у меня всегда ощущение, что я на верху высокой горы – и море перед тобой, – делится после пения Елена Геннадьевна. – Здесь очень широкие распевы: на один слог поется 5-6-7-8 звуков, это лирика. Лирику всегда поют взрослые люди. А у Саши получается, значит, он взрослый. А песня сама про то, как красиво все вокруг нас. Я все думаю, а как наши предки такие тексты сочиняли? Не поэты, не композиторы.

Женское пение еще сложнее – голос выводит кружево, есть обрывы, «ики», особый интонационный рисунок. По нотам это выучить нельзя, традиция передается из уст в уста.

– Наши дети, которые поют такие песни, – штучный товар. В многоголосье надо знать, где запевать, чтобы попасть во все ноты. Если не услышишь внутренним слухом эту ноту, ты вообще ничего не споешь.

Многоголосье – один голос под другой подстраивается, – чтобы показать как, Елена Геннадьевна сцепляет пальцы в замок. – Человек, который может так петь, он и мыслит нелинейно. Его сложно сбить с толку, им сложно манипулировать. И этому учит традиционная песня наших детей.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт