16 октября Общественная палата (ОП) России запустит новую горячую линию. Туда сможет обратиться любой гражданин, испытывающий трудности с прохождением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Она устанавливает или подтверждает инвалидность, а также определяет группу и то, какие виды бесплатного лечения или реабилитации положены пациенту.
Эта система вызывает много жалоб, в Общественной палате планируют их систематизировать и подготовить рекомендации по совершенствованию МСЭ. Руководитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы Михаил Дымочка подтвердил «Известиям» готовность сотрудничать с ОП.
Инициативу ОП о создании новой горячей линии поддержали на заседании рабочей группы комиссии по делам инвалидов при президенте РФ. Жалобы на качество и доступность медико-социальной экспертизы начнут принимать 16 октября. Горячая линия будет доступна по номеру 8 800 737-77-66 в течение трех месяцев. У проекта несколько задач. Основная – консультировать граждан по вопросам, возникшим во время оформления инвалидности, и решать конкретные проблемы, связанные с работой МСЭ.
– Общественная палата будет выполнять функции диспетчера. Мы станем фиксировать проблемы и контакты. Затем при необходимости запрашивать у обратившегося необходимые документы – например, акты об отказе в инвалидности. Дальше планируем решать вопрос с помощью Федерального бюро МСЭ Минтруда России, – пояснила «Известиям» зампредседателя комиссии ОП РФ по социальной политике Екатерина Курбангалеева.
В комиссию по соцполитике уже сегодня поступают многочисленные нарекания в адрес МСЭ. Например, из Челябинской области идут жалобы на необоснованность отказов в инвалидности. Были обращения по поводу непрозрачности критериев, по которым в Республике Татарстан, Московской и Калужской областях больным с тяжелыми прогрессирующими заболеваниями (адреногенитальным синдромом или муковисцидозом) дают третью группу инвалидности и они теряют право на бесплатное получение необходимых лекарств. Родители детей-инвалидов из Челябинской области жалуются на невозможность удаленно записаться на прием в педиатрические МСЭ, а из Оренбургской – на избыточность обследований для детей, больных диабетом в тяжелой инсулинозависимой форме: их заставляют консультироваться у психиатра.
Другая задача горячей линии ОП – провести независимый мониторинг эффективности взаимодействия медучреждений с системами МСЭ, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
– Это не может себе позволить ни одна ведомственная горячая линия, исходя хотя бы просто из логики административных функций и полномочий, – пояснила Екатерина Курбангалеева.
По итогам трехмесячной работы горячей линии в Общественной палате РФ проведут анализ и классификацию проблемных ситуаций, что позволит сформулировать рекомендации по совершенствованию системы и подсказать людям, как им действовать в той или иной ситуации.
Договоренность о сотрудничестве с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы уже есть – идею создания горячей линии поддержал его руководитель Михаил Дымочка.
По его словам, у федерального бюро МСЭ работает своя горячая линия: по телефону 8 (499) 550-09-91, а также онлайн. Однако он видит смысл в появлении еще одного канала для обратной связи с гражданами.
О существовании горячей линии ФБ МСЭ многие просто не знают. Специалист юридического отдела общественной организации инвалидов «Перспектива» Артур Кушаков предположил, что причина в плохой навигации: например, с главной страницы сайта бюро на нее не ведет никакая ссылка.
Администратор сайта Disability.ru Юлия Комина также не встречала упоминаний о горячей линии бюро. Однако жалоб на работу МСЭ на форумах очень много.
– В основном люди жалуются на отказ вписать в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) то средство, которое, по их мнению, облегчит им жизнь. Причем на уровне поликлиник проблема, как правило, не возникает – врачи охотно идут навстречу инвалиду. Но на комиссии заявляют: «Вам это не положено». Например, нужны две коляски: электрическая для коротких прогулок и коляска активного типа, которую легко сложить и взять в машину, чтобы поехать в торговый центр. Но по нормативам инвалиду положена только одна коляска. И получается, что, хотя человек проходит медико-социальную экспертизу, ее результаты не позволяют ему социализироваться, – пояснила Юлия Комина.
Она рассказала о недавнем случае, произошедшем с ее знакомой в Москве: девушке одобрили финансирование активной коляски и отказывали в комнатной.
– Вплоть до угроз, что если она будет настаивать, то с нее вообще снимут группу. О возможности пожаловаться на горячую линию девушка не знала, – отметила Юлия Комина.
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтруда России (в его ведении находится ФБ МСЭ), запуск еще одной горячей линии обеспечит больший охват людей, даст обратную связь от населения и тем самым поможет повысить качество работы учреждений МСЭ. Ведомство готово оказывать всевозможное содействие ОП в разрешении ситуаций, с которыми будут обращаться на горячую линию.
Валерия НОДЕЛЬМАН
Фото: Алексей МАЙШЕВ
Совместный проект газет «Известия» и «Наш Красноярский край»