Елена Викторовна Колесникова, методист музея СФУ, записала воспоминания Надежды Николаевны Ивакиной, старшего преподавателя кафедры русского языка юридического факультета КГУ с 1971 по 1988 год, о военном детстве, проведенном в Енисейске.
«У Надежды Николаевны непростая, интересная биография, начиная с дедов и родителей. Ее дед по линии отца служил с М. Е. Салтыковым-Щедриным. А у бабушки в 1920-е годы столовался святитель Лука Войно-Ясенецкий, отбывавший туруханскую ссылку.
Годы учебы в школе Н. Н. выпали на голодное военное время. Она вспоминает, что всегда «сосало» под ложечкой, а в школьной столовой их кормили несоленым супом из лебеды и крапивы. Соль посылали на передовую. Хлеб не давали. Но все занимались прилежно. Учителя говорили: «Каждая ваша пятерка – удар по врагу!» Так ученики помогали фронту. Десятилетние девочки учились вязать рукавицы бойцам, писали письма на фронт, складывая их треугольниками. Каждый день ребята слушали патриотически-сатирическую радиопередачу «Огонь по врагу». В ней сообщали боевые сводки, звучали фронтовые песни, а потом исполнялись частушки, в которых высмеивали немцев, Гитлера. Не было детских игр. Ребята читали книги и пересказывали друг другу. Почти все ученики были записаны в школьную библиотеку.
В военное время в Енисейске орудовала банда грабителей. Однажды у их семьи чуть не украли корову-кормилицу. Ночью мама услышала мычание, вышла во двор и увидела, как здоровенные мужчины уводят корову, надев на нее валенки – чтобы не было слышно топота копыт. Мама закричала, воры испугались и убежали. Были поджоги домов с целью ограбления. По дворам бросали записки: «Сегодня ночью у вас будет пожар». Нашли такую записку и Надя с мамой. Мама собрала все ценные вещи в узлы, сидела на них всю ночь, караулила. Пожара они избежали, а в Енисейске в 1942 году выгорел целый квартал.
В войну людское горе было общим. Если кому-то приходила похоронка, собирались и плакали все вместе.
В начале войны братья Надежды (один работал на заводе, а другой в качестве лоцмана ходил по Енисею) пошли добровольцами в армию, хотя у них была бронь. Оба погибли. Старший, Григорий, – под Москвой в 1941 году на трудовом фронте, во время рытья окопов. Младший, Гавриил, артиллерист, пропал без вести. Потом семья получила письмо от его боевого командира: «Ваш сын погиб 11 марта 1943 г.». Было ему 20 лет. После смерти двух сыновей у мамы случился нервный удар и потеря памяти. В последующем она долго и сильно болела.
В 1950 году после успешного окончания школы Надежда Ивакина поехала в Красноярск и поступила в пединститут на литературный факультет».