Обыкновенная уличная пыль давно признана Всемирной организацией здравоохранения опасной для здоровья человека практически во всех мегаполисах планеты. Невидимые глазу микрочастицы являются главным фактором загрязнения и в приземном слое атмосферы Красноярска. От большинства источников пылеобразования мы можем избавиться прямо сейчас, не вкладывая огромных финансов. На заседании экологического штаба в СФУ эксперты обсудили основные пути решения этой проблемы в краевом центре.
На уровне носа
Самые загрязненные пылью районы Красноярска – центр, промышленная зона Кировского района, Северное шоссе, Солнечный, часть Покровки. Представитель общественной организации «Зеленые» Сергей Шахматов рассказал, что именно здесь наблюдаются большие концентрации. По остальным городам региона пока серьезных исследований не проводилось, но можно предположить, что в некоторых из них ситуация не лучше.
Вред обычной пыли очевиден: мелкодисперсные частицы попадают в легкие и приводят к заболеваниям. Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство источников видимой пыли сконцентрированы как раз в зоне органов дыхания, то есть буквально на уровне наших с вами носов.
Чем меньше частицы, тем они глубже проникают в организм. Оседают в легких и альвеолах, самые мелкие попадают в кровь.
Кстати, в опасности не только человек, наносится вред и технике. Крупные частицы пыли выступают абразивом для ее трущихся деталей, вызывая повышенный износ.
Ученые делят пыль на два класса: РМ 2,5 мкм и РМ 10 мкм – один микрометр равен одной тысячной миллиметра. По данным ВОЗ, грязный воздух увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, рака легких, астмы, хронических заболеваний, что приводит к преждевременным смертям (по статистике, более трех миллионов человек в год).
Как считает директор института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов, частицы размером РМ 10 мкм – одна из актуальнейших проблем краевого центра, превышение по этому показателю фиксируется постоянно. Более мелкие и наиболее опасные РМ 2,5 мкм также часто находятся в атмосфере в повышенных концентрациях.
Проблема не нова
Собственно, проблема не нова. Если верить классику Антону Чехову, проезжавшему через Красноярск в 1890 году, местные уже тогда называли родной город Ветропыльском. Шарафутдинов отмечает, что тому есть ряд естественных причин: наличие незадернованных природных террас вокруг города, к примеру. Прекрасная иллюстрация – остров Татышев, чьи песчаные берега местами служат источником пыли. Решением может стать высадка деревьев, которые корнями укрепляют грунт. Есть ряд привычных и потому для многих неочевидных источников пыли – грунтовые дороги в городе или выброс золы от печей отопления прямо на улицу. Или еще из неочевидного – укладка обычной тротуарной плитки. Когда пилят даже один кирпичик, улицы окутывает настоящее облако мелкой и очень неприятной белой пыли.
Практически любая стройка – это источник грязи и копоти, но ведь многих проблем можно избежать. Руслан Шарафутдинов говорит, что минимизировать вред помогают системы пылеподавления, однако они в основном не используются нашими строителями. Это простейшая установка – вода под напором создает водяное облако в месте проведения работ, что не дает частицам распространяться по воздуху.
Собственно, многие из застройщиков о чистоте заботятся мало, даже не задумываются о мойке колес грузовиков, выезжающих со стройки. А ведь грязь после такого выезда держится в воздухе десятки часов.
На самом деле проблема решается просто. По словам первого вице-спикера Заксобрания Красноярского края Алексея Клешко, уже давно существуют ГОСТы, которые не позволяют выпускать технику в таком состоянии со стройплощадки – необходимо лишь вспомнить о них и начать наказывать нарушителей. Кстати, по оценкам ученых, одна лишь мойка колес может снизить пылеобразование в городе почти на треть.
Мороз и солнце
Иногда мы не задумываемся, но даже радующий глаз газон может стать повышенным источником пылеобразования. Алексей Клешко отметил, что состояние зеленых зон в Красноярске оставляет желать лучшего – если не поливать газон в течение нескольких недель, не следить за ним, он превратится просто в кучу земли, пылящую при малейшем движении рядом.
И все же основным источником пыли, помимо предприятий и автотранспорта, в Красноярске являются обычные асфальтированные улицы. Шарафутдинов отмечает, что пыление наблюдается даже при минусовой температуре из-за смеси, которой посыпают дороги. Ситуация усугубляется весной и осенью, когда циклы оттаивания-замерзания меняются не один раз в день. Дорожники в этот период не могут прибить пыль водой, так как ночью это приведет к гололеду. Выходом может стать вывоз снега с городских магистралей или использование других реагентов. Впрочем, к последним нужно тоже отнестись с опаской – необходимо согласование по экологическим нормативам.
Реальная картина
По словам экспертов, разговор про пыль они ведут не для того, чтобы отвлечь внимание от действительно серьезных проблем – чадящих транспорта и котельных, частного сектора с печным отоплением. Изучение пылеобразования может помочь с определением виновников загрязнения, в том числе техногенных. Ведь «облака» в приземном слое связаны не только с естественными причинами.
– Глубокий анализ частиц, наблюдаемых в атмосфере, позволяет создавать базу данных, накапливать о них информацию. Очень часто они являются специфичными. Они, как отпечатки пальцев, говорят о том, что конкретное предприятие выбрасывает вот эти частицы, с учетом химического состава. Кстати, в 2016 году вышел ГОСТ, который позволяет это делать. Таким образом, проще ловить нарушителей за руку, ведь пыль является своего рода подписью, – рассказывает Руслан Шарафутдинов.
В крупных городах Китая, Японии и США уже давно проводятся исследования по содержанию тех или иных веществ в пыли. Это действительно позволяет ловить нарушителей. У нас такая система пока лишь формируется. В Красноярске создана сеть мониторинга, которая, по утверждению специалистов, является одной из лучших в Сибири. Сейчас в краевом центре работает девять станций, следящих за состоянием атмосферного воздуха, что позволяет автоматически получать информацию в режиме онлайн. Причем человеческий фактор сведен к нолю – специалисты и население видят реальную объективную картину.