Очевидное и вероятное Эксперты в поисках ответственных за городской смог

Очевидное и вероятное Эксперты в поисках ответственных за городской смог

Экологи Красноярска проверяют данные о загрязнении города бензпиреном. Члены ассоциации экологических расследований взяли пробы воздуха на улицах краевого центра и вынесли вердикт: автотранспорт не является главным поставщиком этого вредного вещества.

Экологи вышли на магистрали

Как говорят инициаторы проекта по экологическим расследованиям, они хотят мотивировать соотечественников отстаивать права на чистый воздух в городе. Исследования состояния выбросов в атмосферу в разных точках краевого центра проводят с мая 2017 года.

Руководитель проекта Сергей Михайлюта почти два десятка лет занимается исследованием состояния воздуха в Красноярске. На этот раз кандидат технических наук, член экспертного совета по экологии Законодательного собрания Красноярского края и руководитель проектов Ассоциации экологических расследований вместе со своими коллегами взялись за масштабную акцию – определить точки максимального загрязнения атмосферы в краевом центре, а затем выявить источники выбросов.

Для своих исследований определили 25 точек на правом и левом берегах: от улицы Пограничников (прямо за КрАЗом) по основным автомагистралям. Пробы брали и днем и ночью – для того, чтобы вычислить уровень загрязнения автотранспортом и промышленными предприятиями.

Измерения проводили по 26 показателям – спиртам, формальдегиду, бензпирену, стандартным веществам. Выявили, что концентрация этих веществ в определенных точках нередко превышает ПДК.

Автотранспорт реабилитировали?

Бензпирен считается чуть ли не главным опасным веществом, которое содержится в нашем воздухе. Образуется он при сгорании углеводородного топлива – жидкого, твердого и газообразного. Так что «фонят» в Красноярске все предприятия: и большие, и малые, печи отопления, а также автотранспорт. Впрочем, в официальных отчетах именно машинам и автобусам отдается пальма первенства в загрязнении атмосферы бензпиреном. Почему? Этим вопросом задались исследователи.

На бензпирен пробы отбирали в жилых кварталах и автомагистралях с наиболее активным движением. С 10 августа по 1 сентября здесь установили пункты отбора проб, которые работали с раннего утра и до поздней ночи. В итоге анализировался суточный выброс вредного вещества. Итог оказался неожиданным.

По данным замеров, самыми загрязненными бензпиреном оказались жилые районы с частной застройкой – поселки Суворовский и Торгашино. Здесь уровень опасного вещества достигал 20, а то и 50–60 нг/м3 (хотя ПДК в жилой застройке не должна превышать 1 нг/м3, а в производственной зоне – 5 нг/м3). Оживленные автомагистрали, наоборот, демонстрировали достаточно низкий уровень загрязнения. В течение суток концентрация бензпирена держалась на уровне 1–2 нг/м3, а к вечеру повышалась до 5 нг/м3(как говорят экологи, именно вечером слои воздуха активно перемешиваются и выбросы не рассеиваются).

– На автомагистралях, где отбирали пробы, среднесуточная интенсивность движения – до четырех тысяч авто в час, – рассказывает Сергей Михайлюта. – Мы проанализировали структуру транспортного потока: 95 процентов – легковые автомобили. Грузовики и автобусы занимают не больше пяти процентов.

Кто загрязняет воздух?

Исследователи говорят: не увидели тесной связи насыщенности улиц транспортом с высокой концентрацией бензпирена. И сделали вывод: в Красноярске недооценивают вклад в загрязнение атмосферы различных источников. Между известными загрязнителями вклад распределяется вразрез с реальной ситуацией.

По официальной статистике, в год в атмосферу Красноярска выбрасывается около 2,5 тонны бензпирена. Основными загрязнителями считаются автотранспорт и крупные предприятия. А ассоциация экологических расследований на основе проведенного анализа пришла к выводу, что выбросов гораздо больше – до пяти тонн, при этом автотранспорт занимает третью строчку в списке загрязнителей. На первое место, по утверждению экологов, выходят мелкие котельные.

– Предприятия теплоэнергетики в Красноярске в год сжигают около трех миллионов тонн угля. Он преобразуется в бензпирен. Но если для крупных ТЭЦ коэффициент выброса составляет 0,14 мг на тонну, то для мелких котельных и печей может достигать 1500 мг на тонну, – поясняет Сергей Михайлюта. – Причина – разные условия сгорания угля. Играет роль и температура горения, и высота трубы.

Данные своих исследований экологи передали в министерство экологии и рационального природопользования, а также в прокуратуру. Активисты считают: необходимо срочно установить, кто загрязняет воздух Красноярска.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Аптека под ногами
Названия некоторых лекарственных трав звучат довольно экзотически. Зизифора клиноподиевидная. Витекс священный (он же авраамово дерево). Атрактилодес овальный. Термопсис ланцетовидный. Аистник
Вернуть потраченное
В связи с непростой экономической ситуацией можно отложить много различных трат, но ни лечение в клиниках, ни прием необходимых лекарств
2 июля 2022
МИР Сибири: как доехать, где жить, что смотреть
В сотрудничестве с дирекцией фестиваля gnkk.ru разработал путеводитель по фестивалю. Читайте и приезжайте в Шушенское хорошо подготовленными к четырехдневному релаксу.