Весть о том, что школы закрываются на длительное время, заставила поволноваться. Официально школы продолжают работать, но в новом формате. Как следует из документа министерства образования Красноярского региона, «с 1 апреля 2020 года в образовательных организациях края образовательный процесс будет организован с использованием различных технологий».
Речь идет о применении электронного обучения и разных дистанционных методик, о которых мало кто знает. Вот так форсировано пандемия, которая, казалось бы, к образованию не имеет никакого отношения, стремится оцифровать школы всей страны. Безусловно, подобное техническое развитие – на пользу нашим учебным заведениям. Но есть вопросы…
Лайк за домашку
Об успехах в области дистанционного обучения заявили столичные педагоги. Они давно освоили программу «Московская электронная школа». Это облачная интернет-платформа, которая содержит все необходимые образовательные материалы, инструменты редактирования и конструирования уроков. Затем в одной из школ Красноярска учителя рассказали на телекамеры, как они умеют снимать видеоуроки, как ставят лайки детям, публикующим свои достижения в «Инстаграме», «ВКонтакте».
А что делать школам, которые находятся в таежной глубинке? В прошлом году в командировке по Ермаковскому району я узнала про удаленный поселок Арадан. Так вот, там даже свет – не проводной. То есть электричество вырабатывается генератором. Что говорить о других благах цивилизации – их просто нет. Между тем в поселке есть Араданская основная общеобразовательная школа Ермаковского района Красноярского края.
В поселке Большая Речка того же района из-за горной местности барахлит сотовая связь. Сообщение в «Вайбере», может, и долетит до учителя, но разве это можно назвать учебой?
Министерство образования края со ссылкой на сайт Красноярского института повышения квалификации опубликовало специальную памятку для педагогов. Один из пунктов касается как раз территорий, где нет интернета:
«Нам предстоит столкнуться с ситуацией отсутствия интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Помним о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов вашей проверки. В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может быть, это будет обычная коробочка или почтовый ящик в холле вашей школы или индивидуальные консультации с учениками, все зависит от вашей фантазии и степени ограничений в общении с учениками и их родителями».
Ирина Смолина, главный специалист по общему образованию администрации Ермаковского района, пояснила: их школы готовы перейти с 1 апреля на новый формат работы:
– У нас предусмотрены разные формы взаимодействия. Сейчас разрабатываются положения. Но уже понятно, что для школ без интернета или со слабым сигналом, а также для учеников, у которых нет компьютера, подойдет вариант привлечения в процесс родителей: они будут получать задания по всем программам. Так как еще есть время, мы думаем, разрабатываем нормативную базу, общаемся с коллегами из других территорий. Важный вопрос – контроль при такой форме обучения.
В общем, пока альтернативы личной встрече с учителем во многих районах края нет. Слишком разнообразны территории региона – от современной городской среды до патриархальной жизни в тундре. Но процесс идет: в рамках национального проекта «Цифровая экономика» и регионального «Информационная структура» предусматривается подключение всех социально значимых объектов края (школ, ФАПов, сельсоветов) к 2021 году к высокоскоростным каналам связи. Но есть ли хороший сигнал и современные компьютеры у школьников дома? На эти цели программы цифровизации образования явно не рассчитаны.
Кто поможет?
На федеральном уровне новая реальность в виде дистанционного обучения в школах и колледжах координируется совместной рабочей группой, она создана Министерством просвещения РФ и Рособрнадзором. Организована поддержка дистанционного обучения школьников: открыты образовательные ресурсы, бесплатный доступ к базе электронных учебников. Для дистанционного онлайн-обучения можно использовать бесплатные платформы «Российской электронной школы» и «Московской электронной школы», а также другие ресурсы. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) размещены демоверсии экзаменационных материалов текущего года и открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ. Важное уточнение от Минобра: если родители не могут оставить детей дома одних, у них будет возможность привести в школу детей, но соблюдая все требования Роспотребнадзора.
Помощь школам края в переходе на дистанционный формат обучения окажет СФУ: университет откроет бесплатный доступ к информационно-ресурсной базе вуза. Но, несмотря на всю поддержку, дистанционка для многих школ – большая проблема. Как отметила Анна Трапезникова, начальник отдела маркетинга института непрерывного образования СФУ, вопросов у всех участников процесса масса:
– И у педагогов, которым срочно нужно учиться работать онлайн, а это намного сложнее, чем провести живой урок, – подготовки в разы больше. И у сопровождающих специалистов, например, школьных логопедов. И у родителей. И у учеников старших классов, которым сдавать ОГЭ и ЕГЭ. И у родителей младших школьников, ведь дети в этом возрасте не могут самостоятельно выполнять задания без контроля. Проблема и в том, что школы не всегда объясняют родителям, как именно будет проходить обучение, это порождает колоссальную тревожность. Старшие школьники боятся, что им просто будут давать параграфы из учебника, а потом заставят письменно отвечать на вопросы.
Одна семиклассница мне так и сказала: боюсь, что по математике вообще ничего не пойму. Нам повезло: у меня взрослый ребенок, который по субботам и без карантина учится дистанционно, наша школа умеет работать с этим форматом. Системе образования поставлена серьезная задача. Уверена, что учителя точно приобретут новые компетенции, в современных условиях просто нет другого выхода.
Татьяна Петрова, мама двоих учеников красноярской школы № 133, уверена, что ее семья благополучно переживет дистанционку:
– Мы живем в столице края, но проблемы есть. Во-первых, дома всего один ноутбук, а детей двое. Во-вторых, у старшего (9-й класс) есть сложности с работой на платформе «Якласс» (система онлайн-занятий и подготовки к экзаменам по русскому языку, алгебре и геометрии). Нам выдали логины и пароли, но пока к занятиям по предметам мы не подключились. Осваивать тщательнее начнем, видимо, после 1 апреля.
Младший уже второй год занимается на «Учи.ру» – это российская онлайн-платформа, где дети изучают предметы в интерактивной форме. Ему очень интересно, их педагог также с удовольствием работает онлайн, даже в каникулы. Я за начальную школу вообще не переживаю: там все прекрасно отлажено. А вот девятиклассникам труднее. Но учителя, скорей всего, будут проводить индивидуальные занятия с ними.
НАША СПРАВКА
Телефоны горячих линий, по которым можно задать вопросы о работе учреждений Красноярского края в период коронавирусной инфекции:
Детских садов – 8 (391) 268-12-38
Школ – 8 (391) 221-65-93
Учреждений дополнительного образования – 8 (391) 268-14-14
Техникумов и колледжей – 8 (391) 221-15-99
Для региональных и муниципальных органов управления образования и руководителей образовательных организаций: +7 (495) 984-89-19