Чтобы направить школьную культуру в нужное русло, парламентарии предлагают ввести Кодекс школьной чести, в котором будут описаны стандарты одежды для педагогов и правила взаимоотношений между учителями, учениками и родителями.
Так, педагогам запретят носить мини-юбки, блузки с глубоким декольте и делать яркий макияж. Демонстрация неуважения, грубости, невоспитанности и несдержанности признана недопустимой не только со стороны ученика, но и со стороны учителя.
По задумке, Кодекс школьной чести будет носить рекомендательный характер, однако для не соблюдающих его все же предусмотрены меры наказания. Фотографии провинившихся – и педагогов, и учеников – будут размещать на доске позора.
…Неужели же у нас так все плохо, что пора вводить доску позора для учителей?
– Педагоги позволяют себе одеваться с неприкрытой сексуальностью и в свободное от уроков время подрабатывать в стрип-клубах и рекламировать услуги сексуального характера в Интернете, – аргументировала необходимость создания кодекса депутат ГД Елена Сенаторова.
Вы знаете хоть одного такого педагога? Лично я – нет. Но, видимо, у них там, в Москве, совсем другие учителя работают.
В общем, по мнению г-жи Сенаторовой, кодекс должен спасти российскую педагогику от деградации. Оно и понятно – создать правила с рекомендательным характером применения, которые, естественно, никто соблюдать не будет, – это проще и быстрее, чем принимать реальные меры по модернизации системы образования. Шумихи больше, а ответственности меньше.
– Бесполезно прописывать, кому какую юбку носить, а кому – какие колготки, когда сама профессия не обладает достаточным престижем, чтобы не было отбоя от кадров, – говорит член Общественного совета при Министерстве образования РФ народный учитель РФ Майя Пильдес. – Государству нужно сделать профессию престижной, тогда и педагоги будут держаться за свои рабочие места, соблюдать все этические нормы и следовать стандартам в одежде без посторонней указки.
Но отчего-то депутатам Государственной думы не приходит в голову поднимать престиж профессии педагога за счет увеличения зарплаты и повышения качества образования в педагогических вузах. Куда проще издать очередной заведомо неисполнимый закон.
МНЕНИЯ
Татьяна ФУРЯЕВА
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева
– Я вспоминаю, как в начале своей карьеры приехала работать учителем в сельскую школу. Все молодые педагоги там носили короткие юбки, и директор нам это позволяла. Она была очень мудрой женщиной, говорила – у вас хорошая фигура, у вас есть вкус, вы должны красиво одеваться, чтобы быть примером для своих учеников. Но вот умеют ли нынешние молодые учителя одеваться со вкусом? Вопрос.
В этом году на государственный экзамен один наш студент заявился в сланцах и шортах. За много лет работы в вузе я такое увидела впервые. Раньше мы и подумать не могли о том, что студентам нужно объяснять, в какой одежде приходить на экзамен. Мы обсудили эту ситуацию с коллегами и пришли к выводу: уровень педагогической культуры серьезно изменился.
В этой связи, я думаю, некие рамочные правила выбора одежды могли бы быть полезными именно для молодых учителей.
Юлия СЁМКИНА
мама девятиклассницы гимназии № 2 г. Красноярска
– Я не против Кодекса школьной чести и дресс-кода для педагогов. Школьную форму для детей ввели. И только учитель, одетый соответственно, может требовать того же самого от учеников. А некоторые учителя выглядят просто непотребно. Не обязательно вводить униформу единого цвета и фасона для всех, но нужно прописать, что одежда учителя должна четко соответствовать деловому стилю. Я понимаю, что зарплата педагога невелика, и такое нововведение может ударить по карману. Но если требования к одежде сформулированы для учеников, то учителя должны быть примером и в этом.
Потом, сейчас наши учителя часто используют молодежный сленг в общении с детьми… Все эти «на фиг», «по фиг»… Я против этого. Если кодекс будет регламентировать и такую часть школьной жизни – замечательно. Ведь школа должна не только давать знания в формате «пришли, посидели и ушли», она должна и воспитывать. Думаю, что такой документ будет как-то стимулировать развитие культуры внутри образовательных учреждений.
Ольга ДИВАКОВА
заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 84 г. Красноярска, старший преподаватель кафедры общей и специальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии СФУ
– Что касается той части Кодекса школьной чести, которая предполагает соблюдение учителями дресс-кода… На самом деле все учителя и так его соблюдают. Существует негласная корпоративная этика, которую обязаны соблюдать, в том числе, и молодые педагоги. И я не понимаю, зачем это нужно формализовать. В жутких розочках и мини-юбках мы не ходим.
По поводу регламентации взаимоотношений между участниками образовательного процесса… Это полезно в первую очередь для ученика. Педагоги и без кодекса всегда стараются держать себя в рамках и относятся уважительно к ребенку и его родителям. Иначе просто невозможно выстраивать педагогический процесс. Но современные дети зачастую не признают авторитет учителя, такого уважительного отношения к педагогу, как 20–30 лет назад, сейчас нет. И вот с этой точки зрения кодекс может быть полезен.
А вообще, в школе есть множество других, более актуальных проблем, чем введение дресс-кода для учителей и формализация отношений. Жаль, что депутаты Госдумы их не видят.
Павел ПАЧИН
директор Имисской средней общеобразовательной школы № 13 Курагинского района
– Мне вот любопытно: зимой у нас температура воздуха опускается до 40 градусов – какой должна быть форма одежды у педагогов для такого случая?.. А потом, учитель на селе – это зачастую не только педагог, но и слесарь, и грузчик. Такие работы в сельской школе неизбежны. И что нам теперь – сменный комплект одежды с собой носить?
Согласно закону об образовании и уставу школы директор может сделать замечание педагогу, если тот выглядит неподобающим образом. Когда мы принимаем нового человека в коллектив, всегда обговариваем правила поведения в школе. И я считаю, никаких дополнительных документов, регулирующих эту сферу педагогического труда, создавать не нужно.
Игорь СКРУБЕРТ
исполняющий обязанности директора МБОУ «Красноярская университетская гимназия «Универс» № 1»
– Что касается внешнего вида учителей – регламентировать такие вещи бессмысленно, я считаю. Если даже какой-то учитель вздумает одеться вызывающе, то руководитель учебного заведения может и обязан корректировать его поведение.
Вероятно, формулируя Кодекс школьной чести, депутаты Госдумы стремятся поднять престиж профессии педагога в обществе. В 90-е высокий статус учителя был практически утерян… Кроме того, это, видимо, некий ответ на вопросы родителей и учеников по поводу необходимости введения школьной формы. Их возмущение решили погасить таким вот образом.
Если идея о дресс-коде учителей все же будет воплощена в реальность, то сделать это нужно по типу внедрения школьной формы – когда определяется комплектация и какой-то доминирующий цвет в одежде и не прописывается до мелочей, например, количество пуговок на рубашке.
Маргарита ПОЛЫНЦЕВА
ученица 11-го класса школы № 99 г. Красноярска
– Я считаю, что дресс-код для учителей нужен. Многие приходят в школу одетые как на вечеринку в клуб. Особенно это касается молодых учителей. В последнее время в нашей школе работает много педагогов, которые совсем недавно получили диплом. И создается ощущение, что они не видят разницы между одеждой для работы и одеждой для встречи в кафе, к примеру.
Я понимаю, в школе есть множество других проблем, которые нужно решать, но, думаю, начать стоит с внешнего вида учителей и учеников. Ведь школа – это не забегаловка какая-нибудь…