Один из выдающихся людей – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) отбывал ссылку в Сибири

Один из выдающихся людей – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) отбывал ссылку в Сибири
Фото: Руслан Рыбаков

Удивительный жизненный путь «святого доктора», как называли Войно-Ясенецкого прихожане и пациенты, начался в Крыму, где он родился в 1877 году в семье обедневшего белорусско-польского помещика. Любопытно, что его отец был ревностным католиком, а мать придерживалась православия. Но, как позднее отмечал сам профессор, к религии он пришел только с установлением советской власти.

Первое образование получил в художественном училище, впоследствии это очень помогло ему в изучении анатомии человеческого тела. Затем с отличием окончил Киевский медицинский университет. К удивлению преподавателей, выбрал работу земским врачом.

На его становление как выдающегося хирурга повлияли войны начала ХХ века. Во время Русско-японской служил земским врачом в Чите, в Первую мировую заведовал эвакуационным лагерем под Москвой, а на годы Гражданской войны пришлась служба хирургом в ташкентской городской больнице. В те времена еще была не развита анестезиология, врачи лечили раненых «по живому», в результате чего многие пациенты умирали прямо на операционном столе. Из доступных средств обезболивания был только морфий, но Войно-Ясенецкий воочию убедился в его вреде для больных. Поэтому начал опыты с местным обезболиванием с помощью различных средств – как медикаментов, так и из области нетрадиционной медицины. Результатом этих наблюдений стала его диссертация о прерывании проводимости нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции.

Фото: pravoslavie.ru

Еще одна сфера профессиональных интересов Войно-Ясенецкого – гнойная хирургия, основателем которой в России он и стал. По сей день его «Очерки гнойной хирургии» являются обязательным учебником для будущих российских врачей. В больницы раненые солдаты поступали часто спустя несколько суток после ранения. В результате в их ранах появлялись личинки мух. Войно-Ясенецкий первым заявил о том, что нет необходимости в их удалении из ран: личинки съедали только сгнившую плоть, что очищало раны лучше любого физраствора. Это вызывало возмущение коллег, профессора даже вызывали в ГПУ на допрос. Но тогда все обошлось.

Валентин Феликсович был женат, имел четверых детей. Но в Ташкенте его супруга скончалась от туберкулеза. Это событие сильно потрясло врача, и утешение он нашел лишь в религии.

Народный пастырь

«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной – по национальности татарин – сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины» – такой факт из биографии врача описан в журнале «Звезда Востока».

Войно-Ясенецкий стал ревностным христианином, посещал богослужения и откровенно рассуждал о положении дел в Туркестанской епархии. Его активная позиция не осталась незамеченной, и ему поступило предложение принять священный сан. С тех пор на операции он стал приходить в церковном облачении, что вновь вызвало вопросы у ГПУ. Во время одного из допросов он заявил следователю, что «всегда считал себя сторонником большевиков, но гонения на Церковь отвратили его от революционной власти». Результатом стали три ссылки, в которых он провел в общей сложности 11 лет, и большую часть из них – в Красноярском крае.

В конце 1923 года его по надуманному обвинению приговаривают к ссылке в Сибирь. По пути в Енисейск он делает операции в деревнях, где вместе с конвоем останавливался на ночлег, а по прибытии в город, уже в январе 1924-го, почти с ходу начинает принимать больных и служить литургию на дому. Слава его выросла неимоверно, и ГПУ приняло решение сослать его еще дальше на север – в Туруханск. Но и там архиерея и врача почти весь город (тогда – поселок) встречает на коленях. Здесь он оказался единственным врачом, выполнял сложнейшие операции.

И в Туруханске он служит и проповедует. Ему предлагают сделку – отказ от сана в обмен на сокращение срока ссылки. Ответ нетрудно было предвидеть, и тогда его отправляют еще дальше, за полярный круг, в Плахино. Это был станок из трех изб, в которых оконные стекла заменяли льдины, снег лежал в углах и не таял. Но и там его встречают как спасителя. Он лечит, крестит детей. Святителя возвращают в Туруханск – но не из милости: жители поселка устроили бунт, разгромили здание сельсовета и ГПУ, требуя вернуть своего пастыря и врача.

Первая красноярская ссылка закончилась в январе 1926 года. Вторая пришлась на 1940 год, но арест и следствие начались раньше, в 37-м. В вину епископу вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», проповедовавшей недовольство советской властью и «пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией»… Когда же война началась, он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Помимо консультаций, делал по 3–4 операции в день, закончил свой главный труд «Очерки гнойной хирургии», за который после войны был удостоен Сталинской премии.

Наследие святителя

Войно-Ясенецкий скончался в возрасте 84 лет в Симферополе. После канонизации Православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 года) его мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. Прежняя могила святого Луки также почитаема верующими.

Вклад его в науку и вероисповедание трудно переоценить. Он был не только опытным хирургом, но и организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в нейрохирургии и ортопедии, теории клинического диагноза, медицинской психологии и деонтологии, военно-полевой хирургии и анестезиологии, организации здравоохранения и социальной гигиене.

В богословии до сих пор почитаем его двухтомный трактат «Наука и религия». В нем он рассматривал движения, соединения и свойства элементарных частиц в человеческом организме, обосновывая, что они могут составлять человеческую душу, размышлял о введенном им понятии христианской антропологии, рассматривавшей человека как единство трех составляющих: духа, души и тела. Сердце он определяет как орган общения человека с Богом, как орган богопознания.

Фото: Сергей Болотов

В нашем крае в честь Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого назван Красноярский государственный медицинский университет, установлены памятники святому Луке в Красноярске и Туруханске, в Енисейске в память о праведнике и докторе создан мурал на здании нового корпуса районной больницы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи