Один из выдающихся людей – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) отбывал ссылку в Сибири

Один из выдающихся людей – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) отбывал ссылку в Сибири
Фото: Руслан Рыбаков

Удивительный жизненный путь «святого доктора», как называли Войно-Ясенецкого прихожане и пациенты, начался в Крыму, где он родился в 1877 году в семье обедневшего белорусско-польского помещика. Любопытно, что его отец был ревностным католиком, а мать придерживалась православия. Но, как позднее отмечал сам профессор, к религии он пришел только с установлением советской власти.

Первое образование получил в художественном училище, впоследствии это очень помогло ему в изучении анатомии человеческого тела. Затем с отличием окончил Киевский медицинский университет. К удивлению преподавателей, выбрал работу земским врачом.

На его становление как выдающегося хирурга повлияли войны начала ХХ века. Во время Русско-японской служил земским врачом в Чите, в Первую мировую заведовал эвакуационным лагерем под Москвой, а на годы Гражданской войны пришлась служба хирургом в ташкентской городской больнице. В те времена еще была не развита анестезиология, врачи лечили раненых «по живому», в результате чего многие пациенты умирали прямо на операционном столе. Из доступных средств обезболивания был только морфий, но Войно-Ясенецкий воочию убедился в его вреде для больных. Поэтому начал опыты с местным обезболиванием с помощью различных средств – как медикаментов, так и из области нетрадиционной медицины. Результатом этих наблюдений стала его диссертация о прерывании проводимости нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции.

Фото: pravoslavie.ru

Еще одна сфера профессиональных интересов Войно-Ясенецкого – гнойная хирургия, основателем которой в России он и стал. По сей день его «Очерки гнойной хирургии» являются обязательным учебником для будущих российских врачей. В больницы раненые солдаты поступали часто спустя несколько суток после ранения. В результате в их ранах появлялись личинки мух. Войно-Ясенецкий первым заявил о том, что нет необходимости в их удалении из ран: личинки съедали только сгнившую плоть, что очищало раны лучше любого физраствора. Это вызывало возмущение коллег, профессора даже вызывали в ГПУ на допрос. Но тогда все обошлось.

Валентин Феликсович был женат, имел четверых детей. Но в Ташкенте его супруга скончалась от туберкулеза. Это событие сильно потрясло врача, и утешение он нашел лишь в религии.

Народный пастырь

«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной – по национальности татарин – сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины» – такой факт из биографии врача описан в журнале «Звезда Востока».

Войно-Ясенецкий стал ревностным христианином, посещал богослужения и откровенно рассуждал о положении дел в Туркестанской епархии. Его активная позиция не осталась незамеченной, и ему поступило предложение принять священный сан. С тех пор на операции он стал приходить в церковном облачении, что вновь вызвало вопросы у ГПУ. Во время одного из допросов он заявил следователю, что «всегда считал себя сторонником большевиков, но гонения на Церковь отвратили его от революционной власти». Результатом стали три ссылки, в которых он провел в общей сложности 11 лет, и большую часть из них – в Красноярском крае.

В конце 1923 года его по надуманному обвинению приговаривают к ссылке в Сибирь. По пути в Енисейск он делает операции в деревнях, где вместе с конвоем останавливался на ночлег, а по прибытии в город, уже в январе 1924-го, почти с ходу начинает принимать больных и служить литургию на дому. Слава его выросла неимоверно, и ГПУ приняло решение сослать его еще дальше на север – в Туруханск. Но и там архиерея и врача почти весь город (тогда – поселок) встречает на коленях. Здесь он оказался единственным врачом, выполнял сложнейшие операции.

И в Туруханске он служит и проповедует. Ему предлагают сделку – отказ от сана в обмен на сокращение срока ссылки. Ответ нетрудно было предвидеть, и тогда его отправляют еще дальше, за полярный круг, в Плахино. Это был станок из трех изб, в которых оконные стекла заменяли льдины, снег лежал в углах и не таял. Но и там его встречают как спасителя. Он лечит, крестит детей. Святителя возвращают в Туруханск – но не из милости: жители поселка устроили бунт, разгромили здание сельсовета и ГПУ, требуя вернуть своего пастыря и врача.

Первая красноярская ссылка закончилась в январе 1926 года. Вторая пришлась на 1940 год, но арест и следствие начались раньше, в 37-м. В вину епископу вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», проповедовавшей недовольство советской властью и «пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией»… Когда же война началась, он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Помимо консультаций, делал по 3–4 операции в день, закончил свой главный труд «Очерки гнойной хирургии», за который после войны был удостоен Сталинской премии.

Наследие святителя

Войно-Ясенецкий скончался в возрасте 84 лет в Симферополе. После канонизации Православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 года) его мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. Прежняя могила святого Луки также почитаема верующими.

Вклад его в науку и вероисповедание трудно переоценить. Он был не только опытным хирургом, но и организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в нейрохирургии и ортопедии, теории клинического диагноза, медицинской психологии и деонтологии, военно-полевой хирургии и анестезиологии, организации здравоохранения и социальной гигиене.

В богословии до сих пор почитаем его двухтомный трактат «Наука и религия». В нем он рассматривал движения, соединения и свойства элементарных частиц в человеческом организме, обосновывая, что они могут составлять человеческую душу, размышлял о введенном им понятии христианской антропологии, рассматривавшей человека как единство трех составляющих: духа, души и тела. Сердце он определяет как орган общения человека с Богом, как орган богопознания.

Фото: Сергей Болотов

В нашем крае в честь Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого назван Красноярский государственный медицинский университет, установлены памятники святому Луке в Красноярске и Туруханске, в Енисейске в память о праведнике и докторе создан мурал на здании нового корпуса районной больницы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня