Мы продолжаем подводить итоги работы краевого парламента в 2019 году, который получился непростым и очень насыщенным. При этом крайне важными для региона были и федеральные события, и региональные, и здесь никак нельзя обойти плодотворную законотворческую деятельность депутатов. Краевые парламентарии в ушедшем году обсудили и приняли 166 законов.
И всему этому предшествовала кропотливая подготовительная работа в профильных комитетах Законодательного собрания, где проходили основные дебаты по поводу внесенных законопроектов.
Дороги, которые мы выбираем
Как отметил председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Владимир Демидов, в 2019-м удалось обсудить 14 законопроектов, которые затем были приняты на сессии.
– Основными в прошлом году, как всегда, были вопросы, связанные с транспортом. Главная направленность остается – это обслуживание, содержание, ремонт и капитальный ремонт дорог. Это делается как по краевым, так и по федеральным планам. Есть федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в котором край участвует на условиях софинансирования. Но проблемы остаются. Так, мы пока не можем достигнуть норматива по содержанию автодорог. Идеология у нас такая: нужно больше выделять на содержание, тогда на ремонт дорог понадобится меньше средств, – отметил председатель комитета. И напомнил, что часть средств будет выделена при весенней корректировке бюджета, а в 2019 году удалось получить тот уровень финансирования, которого «три года не могли достичь».
Наметился прорыв и в части обновления некоторых видов транспорта. Так, в бюджете-2020 заложены средства на приобретение в лизинг трех самолетов типа АTR-72 и строительство на заводах в Санкт-Петербурге двух теплоходов – последнее обстоятельство очень важно для обеспечения безопасности сообщения между Дудинкой и Красноярском…
Также, как отметил председатель комитета, надо обязательно довести до ума автоматизированную систему управления дорожным движением в краевой столице.
– По программе должно быть установлено 500 новых светофоров. Сейчас поставлено только 100, в основном на участках, связанных с универсиадой, а окраины не охвачены. Но система – это не только светофоры, ее внедрение поможет нам улучшить движение в Красноярске даже без строительства дополнительных развязок. Стоит это относительно недорого, и Федерация в 2020 году выделяет эти средства краю, – сообщил Владимир Демидов.
Напомнил он и о том, что в 2019-м краевые парламентарии заслушали на сессии представителей ПАО «Полюс», компании «Норильский никель», Красноярской железной дороги. Компании входят в число крупнейших налогоплательщиков в крае, и очень важно знать, как они развиваются.
Комитет также уделяет большое внимание проблемам малого и среднего бизнеса. Здесь главное – чтобы, во-первых, создавались рабочие места, во-вторых, чтобы сельхозпродукты, которые производят предприятия региона, были востребованы в первую очередь в Красноярском крае.
Еще одна из тем, которые стоят перед комитетом, – это реновация парка автобусов, на которых люди едут из сел в райцентры. Как отметил Владимир Демидов, на места переданы автобусы, приобретенные в связи с универсиадой, но их явно недостаточно.
– Ждем от правительства корректировку программы развития транспортной отрасли, добавления финансовых средств, чтобы мы приобретали в лизинг новые автобусы, – отметил председатель профильного комитета.
В ТЕМУ
В бюджете на 2020 год заложены средства на приобретение в лизинг трех самолетов для среднемагистральных перелетов типа АTR-72 – ранее не было финансовой возможности начать плановую замену Ан-24 и Ан-26. Предусмотрено и строительство на заводах в Санкт-Петербурге двух теплоходов. Первый спустят на воду через 2–2,5 года, следующий – еще через год. Они должны прийти на смену теплоходам «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов», хорошо знакомым большинству жителей Красноярского края.
О дольщиках и тарифах
Вице-спикер и председатель комитета Законодательного собрания по строительству ЖКХ Алексей Кулеш назвал важнейшим итогом работы в 2019 году принятие закона о создании фонда помощи обманутым дольщикам.
– Этот закон не только принят, но он уже действует, – сказал он. – Это важнейшее и сложнейшее решение федерального центра, федерального бюджета и нашего Законодательного собрания, чему в некоторой степени способствовал и наш комитет…
Также в прошлом году было принято решение о передаче в собственность погорельцам п. Стрелка домов, построенных за счет краевого бюджета. К этому решению, как отметил председатель комитета, «было сложно подойти, но мы это сделали».
Пока трудно идет в крае и реализация закона о капремонте МКД, над совершенствованием которого депутаты работают постоянно.
– Недавно получено положительное заключение губернатора на очередные изменения в законе о капремонте, которые позволят, например, ремонтировать конструктивные элементы домов, лестницы, панели, перекрытия – то, чего не было в законе раньше, – объяснил вице-спикер.
Еще одним важным вопросом является обеспечение жильем людей, которые стоят в так называемых социальных очередях, – таких семей в Красноярском крае несколько тысяч. Кроме того, Алексей Кулеш сказал, что в 2020 году комитет вплотную займется вопросами тарифообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Время перемен
Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению рассмотрел и вынес на сессию более 60 законопроектов, в частности, рассмотрел и одобрил краевую госпрограмму «Содействие развитию местного самоуправления» (бюджет – 1,5 млрд рублей).
– В сфере нашего внимания также находится национальная политика, причем не только вопросы воспитания национальной и конфессиональной толерантности, но и вполне осязаемые вещи. Например, мы плотно занимаемся проблемой реконструкции красноярского кинотеатра «Родина», на базе которого будет открыт Дом дружбы народов, – сказал Сергей Попов, первый вице-спикер Законодательного собрания, председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению.
Разработан и принят целый ряд законопроектов, касающихся административно-территориального устройства края, в том числе речь идет об укрупнении сельских советов внутри районов.
В 2019 году приняты краевые законы в отношении Пировского и Шарыповского районов, которые преобразованы в муниципальные округа. Еще одна территория – Тюхтетский район – пошла по этому же пути, на последней сессии закон о создании Тюхтетского МО принят в первом чтении.
– Безусловно, у новой модели есть преимущества, прежде всего концентрация управленческого, финансового и кадрового потенциала на уровне большого административного центра, – сказал Сергей Попов. – Но, с другой стороны, мы видим в крае множество примеров, когда на местах органы МСУ, в том числе сельские советы, качественно решают вопросы местного значения и в рамках существующей сегодня двухуровневой модели.
Наступивший год даст возможность посмотреть, как меняется жизнь людей там, где создаются муниципальные округа.
В прошлом году комитет неоднократно сталкивался с системной проблемой «межведомственная несогласованность» – в частности, это произошло при решении проблем, связанных с заповедником (сегодня национальным парком) «Столбы».
Как известно, заповедник федеральный, при этом расположен в границах Березовского района, а подавляющее большинство посетителей – красноярцы. По словам председателя комитета, когда краевые парламентарии столкнулись с этим клубком проблем, то пришли к необходимости разработать единую концепцию развития не только заповедника, но и всего кластера, куда входят Столбы, «Бобровый лог», «Роев ручей», Гремячья грива, сад им. Крутовского…
– Нас ждет насыщенный год, новые задачи, новые цели, – отметил Сергей Попов. – С той командой, которая сложилась вокруг комитета – а это и эксперты, и советники, и представители прокуратуры, Счетной палаты, правительства края, общественники, профильные ведомства и учреждения, – полагаю, многие из поставленных задач мы выполним.