Рождением и развитием современная Козулька обязана железной дороге. Люди здесь жили с 1751 года, однако лишь с появлением необходимости обслуживать пути вокруг железнодорожной станции начал строиться большой рабочий поселок в XIX веке.
Старая Козулька располагается в нескольких километрах от районного центра. По одной из легенд, свое название деревня получила из-за обилия диких коз, водившихся в здешних лесах когда-то. По другой – основателем поселения был некий Козулин – ни его точного имени, ни рода деятельности сегодня не помнит никто.
История современной Козульки началась в 1892 году, когда стартовало строительство магистрали. Через три года тут появились вокзал, технические здания. Старая водонапорная башня до сих пор видна пассажирам, проезжающим на поездах. Сегодня это исторический памятник – ранее здесь заправляли водой паровозы.
Первый поезд прибыл сюда в декабре 1895 года. С появлением железной дороги жизнь кардинально изменилась.
Интересный факт: по этим местам проезжал наследник престола Николай Романов во время путешествия из Владивостока в Петербург. Ехать ему тогда приходилось обычным по тем временам способом – на перекладных. А всего несколько лет спустя его маршрут повторил с гораздо большим комфортом ссыльный революционер Владимир Ульянов (Ленин) – он был одним из первых пассажиров введенного в строй участка дороги.
Классик русской литературы Антон Павлович Чехов также не застал паровозной тяги – он проезжал здесь в собственном экипаже и даже записал в дневниках, что страшится «таинственной Козульки». Бояться действительно было чего – риск застрять, сломаться или опрокинуться был велик на всем протяжении пути, о чем ему рассказывали все, кто встречался ему по дороге.
В итоге, как признавался писатель, село начало ему сниться в виде птицы с длинным клювом и зелеными глазами. Самым страшным местом в то время назывался промежуток в 22 версты между Чернореченской и Козульской – станциями, на которых меняли коней. «За две, за три станции до страшного места начинают уж показываться предвестники. Один встречный говорит, что он четыре раза опрокинулся, другой жалуется, что у него ось сломалась, третий угрюмо молчит…» – записал Чехов в дневниках. Сегодня здесь пролегает одна из лучших автодорог во всем крае.
Уже в самом конце позапрошлого века появилась двупутная железная дорога – требовались новые рабочие руки, поселок рос на глазах. Сегодня «железка» по-прежнему играет важную роль в жизни поселка, однако развиваются и другие сферы экономики. В районном центре действует большая больница, две амбулатории, 11 ФАПов.
Развита образовательная сфера – здесь семь средних, две основные, две начальные школы, одна вечерняя, шесть детских садов, дом детского творчества. Центральная библиотека имеет 18 филиалов. Очень развит спорт – действует 23 плоскостных спортсооружения, 15 спортзалов, секции футбола, мини-футбола, настольного тенниса, волейбола, баскетбола, вольной борьбы.
Когда-то появление начальной школы, в которой учились и дети, и неграмотные взрослые, было праздником для рабочих. В 1921 году построили начальную школу, в 1923-м – семилетку, а еще через три года ввели в строй полноценную среднюю школу. Тут же отстроили здание госбанка, ветеринарную клинику, магазин.
Какое-то время при советской власти район оставался волостью. Лишь в апреле 1924 года административно-территориальная реформа добралась до Енисейской губернии – на карте появился Козульский район, райцентром выбрали Козульку.
Постепенно из обычной станции поселок становился самостоятельным населенным пунктом с развитой экономикой. В 1964 году Козулька по решению исполкома крайсовета получила премию за работу по благоустройству территории. В эти годы село действительно и официально, и по факту приобретало черты поселка городского типа – появились тротуары, отсыпались дороги. Еще позже были асфальтированы несколько улиц, привокзальная и рыночная площади, проложены водонапорные сети, тротуары. Началась высадка деревьев, в центре был разбит настоящий сквер, появились клумбы с цветами. Недавно в поселке заменили 12 километров водопроводных сетей, более 2,5 километра ветхих тепловых сетей.
Глава района Федор Гардт отмечает, что социальные программы являются важным направлением работы на территории:
– В районе успешно реализуются целевые муниципальные программы, направленные на социальную поддержку населения, развитие образования, культуры и спорта.
Фотографии Евгения Русских