Офицер – это не звездочки на погонах, а конкретные поступки, по которым можно судить о человеке

Офицер – это не звездочки на погонах, а конкретные поступки, по которым можно судить о человеке

Более 30 работников Управления ФСБ России по Красноярскому краю в разные годы воевали в Афганистане. На них возлагали самые сложные задания. Сотрудники госбезопасности участвовали в боевых операциях, занимались оперативной работой по уничтожению банд, а также помогали новой стране встать на ноги.

Память жива

15 февраля, в День вывода советских войск из Афганистана, в Управлении ФСБ России по Красноярскому краю собрались ветераны той войны, чтобы поделиться воспоминаниями с молодым поколением оперативников.

– 30-летие вывода советских войск из Афганистана – дата значимая. Наши сотрудники во время службы в этой стране выполнили поставленные перед ними задачи, отдали свой воинский долг как положено, – отметил начальник Управления ФСБ России по Красноярскому краю Александр Калашников. – Сегодня очень важно ощутить преемственность поколений: молодые ребята должны видеть и знать тех, кто исполнял свой интернациональный долг.

Их осталось немного: кого-то уже нет в живых, кто-то не смог прийти по болезни. Но память ветеранов о событиях той войны жива. Перед сотрудниками госбезопасности тогда ставились две цели: свергнуть диктатора Хафизуллу Амина, а затем помочь в построении нового государства.

Они были первыми

В 1979 году ситуация в Афганистане обострилась. Руководивший страной Хафизулла Амин установил диктаторский режим. Усиливались репрессии всех несогласных с этой политикой. Вооруженная оппозиция взяла под контроль большую часть территории страны. Центральная власть держалась только в крупных городах, и Амин все настойчивее ставил перед СССР вопрос о вводе в Афганистан советских войск.

Первое боевое подразделение, которое предстояло забросить в эту страну, создали из самых проверенных офицеров КГБ СССР, которые прошли подготовку в диверсионно-разведывательной школе (официально курсы усовершенствования офицерского состава, сокращенно КУОС) управления «С» (нелегальная разведка) Первого Главного управления КГБ СССР в Балашихе (под Москвой), которая готовила сотрудников для выполнения специальных задач за рубежом.

– Пять красноярцев, которые окончили эту школу, были вызваны в Москву и в декабре 1979 года направлены в Кабул для участия в операции «Шторм-333», предусматривающей замену власти в афганской столице, – рассказывает участник этой операции полковник в отставке Вячеслав Алексеевич Ермаков.

– Надо сказать, что КУОС нам дал отличную боевую подготовку и высокий боевой дух. Такой, что мы были готовы выполнить любое задание Родины. Почти все ребята знали один или два иностранных языка, но это были европейские языки. Об Афганистане вопрос никогда не стоял, поэтому командировка в Кабул для нас была неожиданностью. Там нам объяснили причины, по которым надо сменить власть и взять под контроль многие правительственные объекты: дворец Амина (Тадж-Бек), министерство безопасности и внутренних дел, генеральный штаб, телеграф, тюрьму Пули-Чархи и т. д. Нас разбили на отдельные боевые группы, которые вошли в отряд «Зенит-2». Позже в отряд добавили прибывших офицеров КГБ из подразделения «Альфа», военнослужащих «мусульманского батальона», сформированного из таджиков, узбеков и туркменов спецназа ГРУ, а также солдат и офицеров 103-й дивизии ВДВ.

Красноярцы принимали непосредственное участие в захвате объектов Кабула. Благодаря нашей хорошей боевой подготовке, правильной тактике, а также дерзости и стремительности нам удалось выполнить поставленные задачи с минимальными потерями. Например, чтобы обмануть охрану здания Царандоя и выиграть нужные нам секунды, мы использовали три грузовика ГАЗ-66, с которых сняли тенты, сели лицом к бортам машины и договорились, что грузовики при подъезде к центральному КПП немного сбавят скорость, а нам надо выпрыгнуть на ходу и сразу открыть огонь. Эта уловка поставила в замешательство охрану и принесла нам победу.

С захвата дворца Амина и всех правительственных объектов и начался ввод советских войск в Афганистан.

Мы создали устойчивое государство

На открытии памятника воинам-афганцам

Перед представительством Комитета госбезопасности в Афганистане стояла и другая задача.

– Мы занимались строительством органов госбезопасности этой страны, – рассказывает генерал-майор ФСБ Игорь Чернаков – оперативный сотрудник представительства КГБ СССР в Кабуле в 1986–1988 годах. – Формировали территориальные подразделения органов безопасности. В каждом из них была группа, которая должна была научить афганцев вести оперативную работу и получать информацию. Сведения передавались в штабы армии для нанесения ударов и перехвата караванов.

Сотрудники КГБ помогали новой власти страны встать на ноги, организовать органы управления.

– Мы помогали создавать органы безопасности – ХАД, – рассказал НКК ветеран Управления ФСБ России по Красноярскому краю Петр Лебедев – оперативный сотрудник представительства КГБ СССР в провинциях Кандагар, Саманган и в Кабуле в 1985–1988 годах. – Управлять страной было некому, а для поддержания порядка необходима была милиция, органы госбезопасности.

Я три года служил в Кандагаре и Самангане советником – постоянно оказывал им помощь. За это награжден орденом Дружбы народов Афганистана. И мы создали достаточно устойчивое государство, которое просуществовало после вывода советских войск два года и три месяца.

Еще одна задача, которую поставили перед сотрудниками КГБ в Афганистане и о которой долго не говорили, – вести разведывательную работу. Здесь искали надежных помощников из числа иностранцев, которые могли быть полезны после вывода советских войск из страны. Кстати, обеспечение безопасности вывода советских войск из Афганистана – также дело сотрудников госбезопасности.

– Нам приходилось идти на контакты с бандформированиями и их главарями – кого-то привлекать к сотрудничеству, а кого-то подкупать. Это был долгий процесс привлечения главарей банд на свою сторону, – вспоминает Игорь Чернаков. – Многие из тех, кто контролировал территорию, перешли на сторону законного правительства. И по окончании вывода наших войск вошли в состав народной палаты и правительства Афганистана.

Мои друзья, которые работают в этой стране под различными прикрытиями, рассказывают: те, кого мы разрабатывали 30 лет назад, сейчас занимают высокие должности. Они хорошо отзываются о российских войсках.

А я смогу так же?

Несколько лет назад группа ветеранов Афганистана Управления ФСБ по Красноярскому краю вышла с инициативой создать книгу с воспоминаниями сотрудников, которые были на этой войне. Совет ветеранов и руководство Управления поддержали это предложение. В результате получился замечательный сборник под названием «В пламени Афганистана».

– Эту книгу нужно прочитать всем, особенно молодым сотрудникам Управления ФСБ России по Красноярскому краю, – считает Вячеслав Ермаков. – И после прочтения, задать себе вопрос: а смогу ли я поступить так же? Надо всегда помнить, что офицер – это не звездочки на погонах, а конкретные поступки, по которым можно судить о человеке и его деятельности.

«Майор, вы возьмете эту крепость»

Из книги «В пламени Афганистана»

Федор Коробейников участвовал в операции «Шторм-333» ОСН «Зенит» (командир группы, штурмовавшей тюрьму Пули-Чархи), командир группы «Урал» ОСН «Каскад» в Афганистане 1979–1981 годах:

«Тюрьма расположена в 15 км южнее Кабула, по дороге на Джелалабад. Чтобы добраться до Пули-Чархи, нужно было миновать пост вооруженной охраны на мосту через реку Кабул. Через три километра от поста, в степи, находилась огромная средневековая крепость, огороженная шестиметровой стеной, сложенной из скалистого плитняка. Это и была тюрьма.

Перед нашей группой поставили сразу несколько задач. Основная – освободить политзаключенных и сформировать из них батальон. Сил было мало, но генерал-полковник Магометов, ставивший группе задачу, пожал мне руку и сказал тоном, не допускающим возражений: «Майор, вы возьмете эту крепость, у армейцев найдете взрывчатку, а у меня нет ни одного лишнего солдата».

Мы начали выдвижение к объекту в 18:45 из кабульского аэропорта. Охрана тюрьмы открыла пулеметный огонь сразу из трех башен. Первоначально планировался подрыв ворот под прикрытием пулеметного огня из БМД. Однако, ощутив серьезное огневое сопротивление защитников крепости, решили не рисковать людьми и таранить ворота боевой машиной десанта.

Машины десанта ворвались во двор и, разделившись, обрабатывали пулеметным огнем каждая свой сектор. К трем часам ночи батальон охраны тюрьмы разоружили. Операция была закончена. Группа потерь не имела. В тот момент в тюрьме находилось 15 тысяч человек».

Фото автора, из книги «В пламени Афганистана»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции
Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам