Огонь, вода и воздух Три стихии Алексея Шатрова

Огонь, вода и воздух Три стихии Алексея Шатрова

В этом году отмечаются две важные даты: 90 лет со дня основания Авиалесоохраны России и 85 лет Красноярской базе авиационной охраны лесов.

Красноярский авиаотряд № 03 Всесоюзного треста лесной авиации был создан в далеком 1936 году. Первые десантники-пожарные смело выходили на бой с огнем лицом к лицу.

А сейчас группы авиапожарных доставляются к очагам возгораний десантированием на спусковых устройствах и высадкой с парашютами. Все работы по авиа- и наземному патрулированию, тушению таежных пожаров проводят специалисты краевого лесопожарного центра. В него входит 5 авиазвеньев, 20 авиаотделений и 61 лесопожарная станция (ЛПС). Один из сотрудников центра – Алексей ШАТРОВ, парашютист-пожарный Енисейского отделения, – наш сегодняшний гость.

Поворот судьбы

Малая родина Алексея – село Верхнепашино Енисейского района. Он хорошо учился в школе, а после окончания поступил в институт. Выбрал педагогический, чтобы стать учителем физики.

Казалось бы, жизненный путь определен: учителей в сельской местности не хватает, работы будет много, только успевай тетради проверять. Но, поработав несколько месяцев в школе, молодой педагог решил все кардинально изменить. Получилось так, что в это время брат-близнец Алексея ушел служить в армию. И Алексей тоже отправился в ряды защитников Отечества:

– После службы меня в школу совсем не тянуло. И тут друг предложил пойти работать в лесопожарный центр, где можно прыгать с парашютом и пожары тушить. А у меня мечта давно была – совершить прыжок с парашютом. Я подумал: наконец-то моя мечта сбудется! Вот и ушел в лесные пожарные. А то, что это риск и реальная опасность – не осознавал тогда. Но и сейчас через годы службы не испытываю страха, работаю спокойно. Да, есть выброс адреналина, когда прыгаешь – сердце бьется, но не от страха погибнуть. Считаю, если боишься прыгать – просто выбери другую работу.

Спокойно говорит Алексей о прыжках в горящую тайгу, о ежедневном риске. Как будто каждое утро он не на пожар летит, а в школу шагает, объяснять детям законы физики. Профессию авиапожарного можно назвать романтической, если не знать всех подробностей. Лесной фонд в крае – свыше 158 миллионов гектаров. Огромные территории, куда не проедет техника, но должен прийти человек и встать на одну линию с огнем. Парашютистам-пожарным приходится работать в тяжелейших условиях: пересеченная местность, задымленность, отсутствие воды, дикие животные, гнус. Как живой щит идут пожарные по сибирской тайге, чтобы защитить населенные пункты от распространяющегося огня.

– Алексей, борьба с огнем – это как война: ошибка может стоить жизни, огонь может оказаться в любую минуту сильнее вас. Вы уверены в себе, в своих навыках, чтобы обеспечить безопасность?

– Мы постоянно тренируемся в лесопожарном центре, но лучше всех тренингов – опыт, ежедневная практика на реальных пожарах. Ситуации бывают сложные, но пока удается справляться. В 2017 году в Северо-Енисейском районе нас в кольцо взял огонь верхового пожара. Повезло, что рядом была небольшая речка, и мы два часа выходили из окружения, отбиваясь от огня. Бывало, что в задымление попадали и несколько дней не могли выбраться.

Лесной десант

Как же выжить в кромешном дыму? Алексей скромно умалчивает о подробностях, мол, работа такая, делай свое дело. По жизни он оптимист, как и вся его команда.

А ведь каждая смена – испытание не для слабонервных. Жара под сорок, рядом огонь, а на тебе костюм плотный, противоэнцефалитный, который не снимешь. Не каждый может выдержать в таких условиях. Здесь надо особый характер иметь и закалку, считает Алексей:

– Меня мотивирует то, что дома ждет любимая девушка. Поэтому я стараюсь качественно и быстро выполнить свою работу и вернуться домой. Поддержка близких очень важна, она помогает. Даже в сложные периоды. Бывает такая пожароопасная обстановка, когда каждый день мы на работе, патруль двукратный, каждые 4 часа взлет. Иногда по 8 часов в день летаем. Если видим пожар, то с парашютом прыгаем к очагу возгорания и оперативно приступаем к тушению. У меня уже 152 прыжка в копилке – производственные и тренировочные. Не каждый военный десантник столько совершит прыжков, а мне уже хочется попробовать более сложные варианты. Например, затяжные прыжки. Но это на службе не получится, нужно ехать на специально подготовленный аэродром.

В сезон, когда горят леса, у сотрудников центра жаркая в прямом смысле пора. Летом лесные пожары на труднодоступных территориях чаще всего происходят из-за сухих гроз.

Так, в начале июня более 300 лесных пожарных вручную остановили огонь на площади 12,5 тысячи гектаров в Енисейском районе. Очаги возгораний действовали в шелкопрядниках, местность болотистая, бурелом. Лесным пожарным приходилось пробираться сквозь завалы. Ситуацию усугубляли сильные порывы ветра, а также отсутствие источников воды в некоторых местах.

Для переброски групп по кромке пожара задействовали авиацию. Алексей признается, что было сложно, но справились, рискуя жизнью, сняли угрозу возгорания населенных пунктов.

Когда авиапожарных забрасывают в самые горячие точки, то из «спецсредств» у них в основном ручной инструмент: топоры, бензопилы, лопаты, ранцевые лесные огнетушители. Технику туда никак не доставить. Использовать ранцевые огнетушители можно, но только если поблизости есть источник воды. Как правило, локализация пожаров в труднодоступных и удаленных местах производится в основном от естественных водоемов (ручьев, рек, озер) путем проведения отжигов.

– По сути, мы тушим огонь огнем, – рассказывает Алексей. – Ранцевый лесной огнетушитель используем в основном в весенний период, когда в лесу много воды и можно пополнить запасы, а с середины лета и до осени методы другие: пропиливание, окапывание, то есть делаем минерализованные полосы, а затем пускаем встречный отжиг. Там, где это возможно, большую помощь в тушении оказывает тяжелая техника: бульдозеры, тракторы, вездеходы, в отдельных случаях привлекается авиация с водосливным устройством (ВСУ).

Кстати, за один эпизод с тушением пожара с помощью оборудованного ВСУ вертолета Алексей получил медаль: он тогда находился как раз на борту, работа была хорошо скоординирована с парашютистами. В итоге вода была подана точно в цель, огонь отступил.

На лыжах по Енисею

В юбилейный год пожарным можно пожелать, чтобы меньше было сложных ситуаций. Да и будущая семья Шатровых готовится к свадьбе, в работе придется сделать перерыв. Живет Алексей в Енисейске, но в свободное время часто приезжает к родителям в гости, помочь по хозяйству: огород вскопать, дрова заготовить. Деревенское детство и фермерский труд не забыты, хочется кушать свои продукты, экологически чистые. Физическую форму Алексей поддерживает, занимаясь тяжелой атлетикой и активным отдыхом, например, водными лыжами:

– Есть лодка, катаемся по Енисею, с палатками на берегу стоим. Туризм, рыбалка – эти увлечения помогают отдыхать, снимать стресс. Мне очень нравится жить и работать в Енисейском районе. Красноярск – очень шумный город, много суеты, пробки. Мне ближе другое – моя малая родина.

Алексею Шатрову – 30 лет, у него впереди целая жизнь, и три его стихии: воздух, вода, огонь – дают жизненный импульс и наполняют смыслом каждый день.

Фото пресс-службы краевого лесопожарного центра

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт