Бескрайние дали, куда ни кинешь взгляд. Лишь тонкая нить горизонта отделяет просторы тундры и небес друг от друга. Крохотная точка в вышине приближается, растет – и вот пассажирский самолет мягко касается новой, прямо с иголочки взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск. Есть сцепление! Огромное небо Таймыра теперь готово принять в свои объятия воздушные лайнеры со всех уголков России и большого края.
С «Запорожца» – на «Мерседес»
Первым качество норильской ВПП после проведенной масштабной реконструкции оценил экипаж Boeing 737-800, выполнивший рейс из Москвы. Командир воздушного судна Сергей Кручинин сходит по трапу и не скрывает улыбки:
– Посадка – словно с «Запорожца» на «Мерседес» перебрался! Полоса гладкая, ровная, выполненная в лучших стандартах Европы. Теперь для норильчан наступил другой этап развития авиации. Ну а мы, пилоты, будем возить их еще больше, качественнее и безопаснее.
Сергей Кручинин знает, что говорит, – он налетал более 10 тысяч часов, побывал во многих аэропортах мира. И норильский знает тоже очень хорошо: регулярно приземляется здесь с 1995 года, начинал еще на Ту-134. Так что разницу ощутил сразу.
– А все потому, что реконструкцией изменен рельеф взлетно-посадочной полосы – теперь она ровная, – рассказал журналистам руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. – Ведь прежнюю ВПП авиаторы всей страны так и называли: «горбатая норильская полоса». Теперь же она отвечает всем строительным нормам и правилам, авиационным требованиям. Здесь установлено новое светосигнальное, метеорологическое, радиотехническое и навигационное оборудование. И вот результат: полеты в Норильск стали более безопасными и комфортными для пассажиров. Аэропорт сможет принимать самолеты разного класса даже при неблагоприятных метеоусловиях.
Уникальный опыт
Хорошо помню свои ощущения, когда я в первый раз ступил на бетон заполярной «взлетки» 15 лет назад. Эмоции зашкаливали – так меня поразили талант и упорство норильских строителей, которые смогли в 1964 году за тысячи километров от Большой земли, на вечной мерзлоте, воздвигнуть сложнейший инженерный объект.
Все это время аэропорт жил и работал, принимал и отправлял авиалайнеры, постепенно вырабатывая свой ресурс. Все-таки предыдущая реконструкция проводилась здесь в 80-е годы прошлого века. В итоге состояние ВПП, перрона и «рулежек» подошло к критической стадии. Построить новую? Нет, нельзя. Существующая полоса расположена на скале, а вокруг нее тундра с очень сложным рельефом и геологией. Значит, решение только одно: полная реконструкция объекта со стопроцентной заменой бетонного покрытия.
Но как это сделать? Ведь столь масштабные работы всегда требуют закрытия аэропорта на все время их проведения. Но если на «материке» подобное вполне допустимо (хоть и не без определенных неудобств для населения) – в Заполярье ситуация иная совершенно.
– Когда мы ведем речь о Норильске, то понимаем, что без большой воздушной гавани немыслима сама жизнь заполярной столицы края. Это главное звено в инфраструктуре всего промышленного района, от которого зависят судьбы предприятий, а значит, и судьбы людей, – говорит председатель Законодательного собрания региона Дмитрий Свиридов.
Были жаркие споры. Компания «Норникель», понимая всю социальную значимость проекта, настаивала на том, чтобы аэропорт не закрывать. Росавиация, краевые и местные власти эту позицию приняли. И в итоге стороны остановились на самом оптимальном и в то же время уникальном варианте – проводить реконструкцию поэтапно, не прекращая выполнять регулярные рейсы на «материк».
– Это было самым важным решением. Таймыр не остался без воздушного сообщения, – комментирует ситуацию старший вице-президент «Норникеля» Сергей Батехин. – Реконструкция норильского аэропорта – это важнейший инфраструктурный и социальный проект, направленный на улучшение качества жизни норильчан и реализацию их прав на труд, на образование и на отдых за пределами Таймыра. Вот почему «Норникель» сделал все для того, чтобы не допустить закрытия аэропорта на период ремонта и обеспечить безопасность воздушного сообщения с Норильском даже в периоды пиковых нагрузок.
В три этапа
Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск началась в 2016 году и была разбита на части.
На первом этапе воздушная гавань работала в штатном режиме. Были сохранены и объем пассажиропотока, и количество рейсов, и график полетов. За это время рабочие уложили на подготовленное основание 720 метров нового покрытия ВПП и 160 метров межсезонного пандуса.
В 2017 году, в период второго этапа реконструкции, объем пассажирских перевозок сократился примерно вдвое. Авиаперевозки проводились самолетами ATR 42, ATR 72 и Ан-24 26 прямыми рейсами до Красноярска и с пересадкой в транзитном аэропорту Сургута до Москвы. А специалисты обустроили еще 1 020 метров «взлетки».
Третий, заключительный, этап оказался самым насыщенным по выполненным объемам – с 4 июня по 22 сентября этого года уложен 1 081 метр полотна. Норильск принимал уже среднемагистральные самолеты типа Boeing 737-800, но на ограниченную полосу – для этого пилоты прошли специальную подготовку на тренажерах.
Авиакомпания «Нордстар» и аэропорт с традиционной летней нагрузкой справились достойно: ограничений по количеству пассажиров удалось избежать. Полеты проводились в Москву, Красноярск, Сургут, Новосибирск, Анапу, Абакан, Екатеринбург. Норильчане спокойно отправлялись в запланированный отпуск и вовремя возвращались обратно. Тогда же было установлено новое светосигнальное, метеорологическое и радиотехническое оборудование, обеспечивающее полеты, заменено покрытие перрона.
– И вот теперь нам вручен сертификат соответствия всем российским и международным требованиям безопасности полетов. Мы работаем без ограничений, – отметил генеральный директор ООО «Аэропорт «Норильск» Андрей Никифоров.
Секрет успеха
Аэропорт Норильск на наших глазах превращается в один из самых современных воздушных комплексов российской Арктики. Это стало возможным благодаря совместным усилиям государства и бизнеса, примером реализации общественно значимых проектов. Общий объем инвестиций в реконструкцию объектов аэропорта впечатляет – 7,6 миллиарда рублей выделил федеральный бюджет. «Норникель», которому принадлежит комплекс зданий и сооружений аэропорта, направил на эти цели более 5 миллиардов.
– На старте этого уникального с точки зрения организации проекта были вполне обоснованные опасения со стороны пассажиров и специалистов. Предстояло выполнить сложные работы и уложиться в очень сжатые временные сроки. Но все получилось, − сказал губернатор края Александр Усс во время своего визита в Норильск в начале сентября. – Я благодарю компанию «Норникель» за ответственный подход, а также норильчан за проявленное ими терпение, особенно в прошлом году. Работы подходят к завершающему этапу. Останется лишь закончить реконструкцию перрона, но принципиального влияния на работу аэропорта этот процесс уже не окажет.