Оказались под крылом

Строительство школ и больниц под запретом из-за самолетного шума

Оказались под крылом Строительство школ и больниц под запретом из-за самолетного шума
Фото Олега Кузьмина

В прошлом номере НКК мы писали об утверждении в регионах страны и Красноярском крае схемы приаэродромной территории (ПАТ) и порядке ее использования. Закон ввел это требование в 2017 году, когда в Воздушный кодекс РФ были внесены изменения для обеспечения безопасности полетов.

Теперь вокруг аэропортов земля делится на семь подзон. Проблемы вызывает седьмая, самая масштабная подзона, радиус которой установлен в пределах 30 км от контрольной точки аэропорта. В ней запрещено строительство жилых зданий, не обладающих повышенной степенью шумозащиты, а также введен особый порядок согласований документов.

Требования вполне логичные, однако на деле получается иное. Эпидемиологическое благополучие трактуется избыточно: оказалось, в 7-й подзоне вообще ничего нельзя построить…

Безопасность или?..

Напомним, в законе о ПАТ прописано, что в седьмой подзоне, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействия, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральным законом.

Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров отметил, что на практике подзона ограничивает строительство социальных объектов:

– Строить на территории 7-й подзоны с соблюдением стандартов шумозащиты Роспотребнадзор не разрешает. Такова трактовка закона Роспотребнадзором, ведомством, которое является контрольным для исполнения требований закона, связанных с эпидемиологическим благополучием населения. Вся страна после 2017 года столкнулась с проблемой 7-й подзоны. Есть примеры, где выдавались разрешения строить с усилением шумозащиты через использование усиленных оконных блоков и стен. Но в целом такая практика не сложилась.

В прошлом году проблема очень активно обсуждалась. В Министерстве строительства РФ одними из первых увидели перекос законодательства, ситуация вызывала обоснованную тревогу.

Зачем вообще нужны зоны? Закон должен был обеспечивать безопасность полетов. Для этого и вводились охранные зоны. Например, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, была остро необходима. Авиаинциденты с птицами случались не раз, последний громкий случай – аварийная посадка пассажирского самолета в кукурузном поле, когда пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин спасли сотни людей. А причина аварии – попадание стаи птиц в двигатель.

Поэтому безопасность – превыше всего. Но, как считают многие эксперты, выделение 7-й подзоны не имеет отношения к безопасности полетов и комфорту людей, проживающих в 30-километровом периметре.

Нагрузка на уши

С этим согласен и Константин Димитров:

– Самолеты признаны одними из самых безопасных видов транспорта. Требования ограничений по строительству для территории 7-й подзоны излишни, на мой взгляд. Также недостаток закона в том, что в методике расчетов подзон не учтена частота полетов. И тут возникают вопросы. Допустим, аэропорт раз в неделю принимает один тяжелый транспортник. Этот уровень шума берут за базовый. Но посадку и взлет этого транспортника многие и не заметят.

А если брать высокоинтенсивные полеты на авиахабах, где частота взлета и посадки летающих «грузовиков» происходит каждую минуту, то становится понятно: жить рядом с таким уровнем шума невозможно. Вот еще и поэтому закон нужно уточнять, определять нюансы, связанные с частотой полетов, высотой захода самолетов. И вводить не 100-процентные ограничения, а методику, рассчитывать нормативы, как застройщику предусмотреть в проекте дополнительную шумозащиту.

Министр отметил, что ряд регионов уже обратились в Правительство РФ, Росавиацию, Роспотребнадзор с просьбой пересмотреть подходы к вопросу, поскольку мировая практика показывает, что многие известные аэропорты глубоко интегрированы в мегаполисы, и там таких ограничений нет:

– Есть определенные строительные нормы, которые обеспечивают повышенную защиту зданий, чтобы снизить уровень шума при взлете и посадке судов. Думаю, что в этом году последуют изменения в федеральное законодательство по этому вопросу, чтобы изменить трактовку закона, запрещающую строительство в 7-й подзоне. Иначе развитие многих территорий становится невозможным.

Заложники правил

В Красноярском крае аэропорты есть во многих районах, чем, безусловно, можно только гордиться. У всех 15 аэропортов региона установлены границы ПАТ, в том числе 7-й подзоны. К сожалению, то, что должно быть благом, обернулось проблемами. Ведь даже в самом крупном международном аэропорте Красноярск 7-я подзона захватывает не только почти весь Емельяновский район, но и часть краевого центра (территория мясокомбината).

Если взять малые воздушные гавани края, то территория их 7-й подзоны будет также включать весь населенный пункт. Согласно закону, там нельзя строить ни школы, ни больницы, ни детсады. Что звучит, конечно, абсурдно. Так, в Емельяново уже выдан запрет на строительство школы из-за повышенных шумов. Министр рассказал о положении в п. Хатанга, который оказался заложником нового Воздушного кодекса:

– Вся территория поселка входит в 7-ю подзону. Сейчас процесс принятия проекта ПАТ для Хатанги приостановлен. Вопрос вынесен на профкомиссию. На краевом уровне мы обосновали, почему выполнить требование закона невозможно. Как отнесутся к нашей позиции со стороны Федерации?

Пока практика показывает, что решения о создании 7-й подзоны принимаются в одностороннем порядке. Так как нужно соблюдать закон. Транспортная прокуратура также активно контролирует выполнение законодательства, связанного с обеспечением безопасности полетов.

Хотя достаточно внести изменения в строительные нормы, чтобы повысить шумозащиту зданий, расположенных в 7-й подзоне. Других ограничений быть не должно. Мы, как и все регионы страны, ждем, что будет принят ряд нормативных актов, которые снимут запрет на строительство. То есть ограничат соблюдение закона лишь строительными нормами.

Надежда на то, что в ближайшее время ситуация изменится и среди рекомендаций Роспотребнадзора не будет запрета на строительство, есть. Волна обращений уже скоро достигнет критической точки, на эту тему высказались уже многие депутаты Государственной думы РФ. Вопрос лежит в плоскости федеральных полномочий, постановлениями на краевом уровне нельзя ничего изменить. Со своей стороны, Красноярский край, министерство транспорта направили замечания и рекомендации еще при согласовании данных зон. ПАТ в крае с точки зрения закона определены верно. Но нужна последующая работа, чтобы устранить перекосы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит