В первый день нынешнего года Украина отметила большой юбилей – 110 лет со дня рождения Степана Бандеры. Этой осенью круглая дата была уже у нас – 60 лет назад советская разведка Бандеру ликвидировала.
Задание выполнено
Произошло это в Мюнхене 15 октября 1959 года. Исполнителем задания, утвержденного на уровне ЦК, стал сотрудник КГБ Богдан Сташинский. Он проник в подъезд дома № 7 по Крайттманштрассе, где жил «клиент», дождался его появления и выстрелил ему в лицо ядом из пистолета-шприца. Орудие убийства, представлявшее собой обычную трубку, было спрятано в газету. Два года назад там же, в Мюнхене, Сташинский ликвидировал одного из главных идеологов Организации украинских националистов Льва Ребета тем же методом – струей яда в лицо; следов насилия на теле полиция не нашла, медики установили смерть от сердечного приступа. Видимо, поэтому ту же технологию было решено использовать при устранении Бандеры.
Надо отметить, что этой операции предшествовала длительная полоса неудач. Охоту на Бандеру спецслужбы начали вскоре после того, как вождь украинских нацистов вышел на свободу из германского концлагеря. В 1947 году сорвалось покушение Ярослава Мороза, оуновца, завербованного госбезопасностью советской Украины; через год охрана Бандеры разоблачила Владимира Стельмащука, получившего задание о ликвидации от польского МГБ; в 52-м западные разведки сорвали убийство, которое готовили агенты госбезопасности ГДР Легуде и Леман, в 53-м неудача постигла Степана Либгольца; в 1959 году криминальная полиция ФРГ арестовала человека по фамилии Винцик, проявлявшего к Бандере известный интерес…
Охрана оплошала
Так что дело, которое получилось у Сташинского, было весьма трудным – власти и западные спецслужбы знали, что на Степана Андреевича ведется не просто охота, а загонная охота… Надо признать, что в большинстве случаев его спасала собственная служба безопасности, работавшая отменно и непонятно почему опростоволосившаяся 15 октября. В свой последний день Бандера, тихий, скромный семьянин (жена, трое маленьких детей), живший под именем Степана Попеля, съездил на рынок, откуда отправился домой обедать. Охрану, которая обязана была зайти в подъезд вместе с ним и сопроводить до двери квартиры, почему-то отпустил, когда ставил машину в гараж.
Сташинский покинул подъезд незамеченным, выстрел был тихим хлопком, никто из соседей его не услышал, поэтому вызванные врачи сразу предположили, что у г-на Попеля стало плохо с сердцем, он упал на лестнице и это падение его убило. Но вскоре в дело вступили криминалисты, был обнаружен яд, и следовательно – убийство. Развернулся детектив с множеством версий: одна из них – Бандера узнал о предательстве ближайшего соратника по кличке Усмих, по-русски Улыбка, и покончил с собой; в Союзе обвиняли в покушении министра по делам беженцев ФРГ Оберлендера, бывшего политрука украинского батальона «Нахтигаль»; похожую версию о причастности западногерманских спецслужб выдвигали украинские эмигранты…
Но в конце концов спецслужбы вышли на след Сташинского, его арестовали (по другой версии, он сам вместе с женой перебежал из ГДР в Западный Берлин и сдался) и в 1962 году приговорили к восьми годам заключения – удивительно мало за два убийства. Этот процесс вообще стал уникальным в германском судопроизводстве – непосредственный убийца был признан пособником, а не «субъектом преступления». Субъект, как решили тогдашние юристы, находится в Москве, а подсудимый – всего лишь солдат, зачисленный в расстрельную команду. Но это еще не все странности. Наш агент отсидел шесть лет, его отпустили на все четыре стороны, и он затерялся где-то среди стран и континентов. Есть версии, что ему сделали пластическую операцию и перевезли в ЮАР, историк разведки Д. Прохоров уверяет, что Сташинский жил в США, причем долго и счастливо – еще в 2000 году приезжал навестить родное село Борщовичи Львовской области.
За ликвидацию Бандеры Богдан Николаевич Сташинский получил орден Боевого Красного Знамени. Происходил он из семьи украинских националистов, но в 1951 году, будучи студентом Львовского пединститута, был завербован госбезопасностью, вовлечен в борьбу с националистическим подпольем, и первое же задание выполнил с блеском – вычислил и передал чекистам расположение бандеровской «боивки», которой командовал жених его сестры. С тех пор его карьера пошла вверх…
Хотел использовать немцев
С биографией Степана Бандеры можно легко ознакомиться в Сети, где она представлена во всех вариантах – панегирическом (то, что пишут его сторонники, прошлые и нынешние), нейтральном (разные точки зрения, историческая подоплека и т. д.) и обличительно-проклинающем. Последнего, конечно, больше, а иначе и быть не может, натура такова…
Есть только один нюанс. У нас главное обвинение лидеру ОУН состоит в том, что он сотрудничал с фашистской Германией. Это так – и не так, поскольку позиции такого «сотрудничества» несоизмеримы. Для немцев Бандера был одним из туземных князьков, которого можно использовать в своих интересах, а можно и собакам скормить.
Степана Андреевича принимали адмирал Канарис и даже сам Гиммлер.
Но когда 30 июня 1941 года германские войска взяли Львов и Бандера объявил о создании независимого украинского государства, его отправили в концлагерь, где он и просидел почти до конца войны, пусть и в привилегированных условиях.
В Освенциме погибли два родных брата Бандеры – Александр и Василий, их забили до смерти заключенные – поляки. Третий брат, Богдан, сгинул при невыясненных обстоятельствах – есть сведения, что немцы расстреляли его в Херсоне. В концлагерях вообще побывали сотни видных бандеровцев.
Во Львове немцы устраивали на них облавы (упоминают более 600 арестованных, большинство из которых было уничтожено) в тот период, когда войну они считали почти выигранной, а эта расово неполноценная публика с непомерными запросами только путалась под ногами; когда же ситуация развернулась в противоположную сторону, их решили приласкать…
По большому счету Бандеру нельзя считать пособником нацистов – он сам был полноценным, пламенным нацистом – только украинским – со всеми причитающимися этому учению постулатами: вождизмом, полным подчинением личности интересам нации, великой страной с одним господствующим этносом, вечной борьбой наций за господство, расовой теорией – тем, что вылилось в нынешний лозунг «Україна – понад усе!», кальку с «Deutschland über alles»…
Только один пример – документ «Борьба и деятельность ОУН во время войны», принятый на съезде бандеровцев в Кракове в 1940 году.
Во времена хаоса и смуты можно позволить себе ликвидацию нежелательных польских, московских и еврейских деятелей, особенно сторонников большевистско-московского империализма; национальные меньшинства делятся на: а) лояльные нам, собственно члены всех еще угнетенных народов; б) враждебные нам – москали, поляки и евреи. Уничтожать в борьбе тех, которые будут защищать режим: переселять в их земли, уничтожать, главным образом интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т. п. Руководителей уничтожать… Ассимиляция евреев исключается.
Сам Бандера не принимал участия ни в Львовском погроме, ни в Волынской резне, жестокость которых поражала даже самих немцев. Так ведь Гитлер с Розенбергом тоже никого не убивали, но дело их, к несчастью, живет. А дело туземного князька – даже процветает…