Что такое Млечный путь? Как образуются звезды? Есть ли жизнь на других планетах? Удивительно, но одни и те же вопросы интересовали и современников Аристотеля, и жителей Земли XXI века. В Красноярске на базе СибГАУ не так давно был создан Центр популяризации научно-технического творчества молодежи и школьников края в космической отрасли. Благодаря финансовой поддержке социальной программы одной из крупных компаний в центр только что поступило новое оборудование.
Именно оно поможет школьникам в доступной, игровой форме получить необходимые знания об окружающем мире. На сумму 1,7 миллиона рублей закуплены многофункциональные приборы.
– Мы приобрели интерактивный стол, аппарат для астрофотосъемки – он делает снимки с телескопа, – поясняет Валерия Брезицкая, младший сотрудник НИУ СибГАУ. – Пришел и телескоп. К сожалению, наши климатические условия не дадут возможности использовать его, к примеру, в зимнее время – оборудование просто не выдержит. Пришли два проектора очень хорошего качества. Мы предполагаем, что с помощью одного из них можно будет показывать небольшие 3D-ролики о космосе. Появятся новые фильмы для мобильного планетария – сферические, с эффектом присутствия – к примеру, про Млечный путь. Малыши смогут увидеть новый фильм «Как месяц в гости к солнцу ходил», где в доступной форме будут даны базовые знания – что такое луна, как далеко находится наша планета от солнца и т. д. Сейчас мы пытаемся договориться со школами, чтобы работать на их территории или пригласить ребят к нам.
Специалисты вуза утверждают: интерес к астрономии есть, и очень большой. Причем как у взрослых, так и у маленьких горожан. Часть из них охотно участвует в наблюдениях, которые организуют сотрудники обсерватории СибГАУ в ясную погоду: в телескопе можно разглядеть Марс, Венеру и некоторые созвездия.
К сожалению, на этом все и заканчивается: о настоящем планетарии красноярцам, увы, остается только мечтать. Стационарный планетарий, который должен был появиться в районе Взлетки, вошел в печальный список долгостроев. В вузе используют мобильный планетарий – на пару десятков человек. Для сеансов его купол приходится специально надувать…
Конечно, это лучше, чем вообще ничего. И все же сотрудники вуза мечтают о том, что когда-нибудь они будут рассказывать о звездах и планетах в совершенно других условиях.
– У нас в университете строится многоэтажный новый корпус с куполом на верхнем этаже, – рассказывает Валерия Брезицкая. – В планах сделать там нормальный планетарий с хорошим оборудованием. Если будет оказана финансовая помощь, конечно: стоимость оборудования достаточно велика.
Хотелось бы, чтобы эти планы осуществились. Хотя бы потому что несколько лет назад из школ исчез такой предмет, как астрономия. По словам экспертов, в кратчайшие сроки представления нового поколения о звездном мире стали почти неотличимы от представлений жителей Средневековья.
Очень жестко по этому поводу в интервью одному из федеральных изданий высказался Анатолий Засов, доктор физико-математических наук, лауреат Госпремии РФ, автор учебника по астрономии для старших классов:
– Такой массовой и глубокой астрономической безграмотности мы, наверное, еще не знали. Многие вообще путают астрономию с астрологией. Причем это происходит на фоне бурного развития астрономии, астрофизики, космических исследований в развитых странах. Уму непостижимо: как такая ситуация могла сложиться в стране, открывшей человечеству путь в космос?!
На самом деле: как? И как можно говорить при этом об инновационном развитии страны, о кластере ядерных и космических технологий – тоже неясно. Возможно ли вообще изобрести что-то новое, если отсутствуют знания базового уровня?