7 сентября в Красноярске открывается XVII международный фестиваль «Азия-Сибирь-Европа». Это праздник для почитателей классической музыки, возможность познакомиться с известными исполнителями из разных стран, проникнуться красотой музыки и почувствовать самобытность каждого исполнителя. Неизменный участник и организатор фестиваля – Красноярский камерный оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств России, почетного гражданина г. Красноярска Михаила БЕНЮМОВА.
С Михаилом Иосифовичем мы встретились во время подготовки фестиваля, говорили о музыке, профессии дирижера, воспитании слушателя и, конечно же, истории возникновения международного события.
– Михаил Иосифович, XVII международный фестиваль «Азия-Сибирь-Европа» проходит в юбилейный для вашего оркестра год, ему исполнилось 25 лет. Эти два события связаны?
– Рождение Красноярского камерного оркестра и фестиваля – одна история. И не только потому, что наш оркестр – неизменный участник и организатор музыкального события. Фестиваль возник из международных связей, которые накопил камерный оркестр к началу этого века. А история камерного оркестра началась с открытия в Красноярске института искусств. Более 40 лет назад – в 1978 году – я прилетел из Москвы. С тех пор неизменно преподаю в КГИИ.
– Обычно музыканты из глубинки уезжают в столицу, а вы из Москвы переселились в Красноярск. Почему?
– Человек должен быть там, где он нужен. Свою вузовскую работу я начал сразу после студенческой скамьи – в 23 года в Киргизии в городе Фрунзе (теперь это Бишкек). Проработал там почти семь лет, а затем уехал в Москву, чтобы завершить работу над диссертацией в очной аспирантуре. А когда передо мной встала дилемма – возвращаться во Фрунзе или остаться в России, выбрал второе. И попал в число первых педагогов Красноярского института искусств. По рождению я киевлянин, по образованию москвич, служил в Казахстане, работал в Киргизии, каждый год ездил в Молдавию…
– А в итоге стали настоящим сибиряком?
– Да. За 40 лет пустил здесь корни. Мне удалось объездить много стран, посмотреть, поработать. Но всегда было желание вернуться домой – в Сибирь. Когда-то я был нужен Красноярску, а теперь Красноярск нужен мне. Меня приглашали переехать в Саратов, Новосибирск, Москву, Японию, Индию, но меня держал в своей орбите Красноярский край. А с 1985 года мое желание жить здесь и работать связано с Красноярским камерным оркестром.
– Вы были первым заведующим кафедрой струнных инструментов в нашем институте искусств. Стать дирижером жизнь заставила?
– Я никогда не думал, что буду дирижировать. Мой дедушка, профессиональный военный дирижер, порывался мне дать уроки: «Тебе это может пригодиться». Я отмахивался: «Не нужно это, я люблю скрипку, хватает педагогики». Теперь понимаю, что глупо не получить уроки у такого опытного дирижера, каким был мой дед.
А дирижером я стал случайно. Как заведующий кафедрой следил за выполнением учебного плана, уходили дирижеры, и нужно было вести оркестровый класс. Приходилось брать это на себя. И постепенно мне понравилось: даю уроки одному, а почему не могу двадцати? Раньше относился к оркестру с пренебрежением, а когда стал заниматься с ребятами, понял: это отдельная профессия. Недостаточно хорошо владеть инструментом, чтобы играть в коллективе, этому нужно учиться. Ведь из 100 выпускников только два-три становятся солистами, остальные садятся в оркестр или идут преподавать в школы.
Первый концерт студенческого коллектива прошел в 1985 году, затем их стало больше. Ребята занимались со все возрастающим интересом. А потом грянули 1990-е, когда встал выбор – получать профессию музыканта или идти в грузчики и таксисты. Тогда и родился первый юридический коллектив «Куранта-2001». Я хотел подчеркнуть этим названием устремленность в будущее тысячелетие. Просуществовал он ровно год, а 20 мая 1993 года администрация города учредила Красноярский камерный оркестр, мы стали муниципальным коллективом. И на протяжении четверти века пользовались поддержкой мэрии во всех начинаниях.
– И классическое искусство пользовалось спросом?
– Были ситуации, когда на сцене сидело 70 человек, а в зале 13.
– Играли для 13?
– Мы играли бы даже для одного. Ведь когда вы заходите в церковь, не ждете, когда в нее набьется народ. Пришел человек – должен иметь возможность помолиться. А между храмом и концертным залом много общего. Здесь так же все равны, как и в доме Божьем, – и президент, и обыкновенная старушка.
– Сейчас на ваших концертах аншлаг. Красноярцы стали тянуться к классической музыке?
– Красноярцы нуждаются в классической музыке, тянутся к духовности. Это заложено в генотипе сибиряка. Каждое новое поколение открывает для себя музыку заново. Много десятилетий мы играем в школах, в медицинском университете и СФУ, даем концерты кадетам. Недавно были в кадетском корпусе в Кедровом, а в октябре едем в Канский. Были с концертами в Минусинске, Норильске, других городах края. Выступали на красноярских железнодорожных вокзалах, на открытых площадках. Самое главное – мы должны воспитать новое поколение слушателей.
– Вместе с тем Красноярский камерный оркестр популярен в Европе…
– Нас приглашали на фестивали в Савое, где мы играли в Куршавеле – в залах, которые находятся высоко в горах Франции. Нам приятно было выступать в лучших залах Италии на фестивале «Лето в Милане», в Испании во Дворце музыки в Валенсии, в Гвадалахаре, Элорио, в Золотом зале Музик Феррайн в Вене… Мы много стран объездили.
– И с какими чувствами возвращались в Сибирь?
– С большим удовольствием. Здесь у нас главное – наша дорогая публика, ради которой существует оркестр. Самые незабываемые выступления для меня проходили в таких городах, как, например, Ачинск. В 1980-е годы концерт здесь длился 3,5 часа. Люди в Доме культуры сидели в шубах, шапках, но по их глазам было видно: для них это праздник. Главные слушатели для нас находятся в Сибири. В Красноярском крае сложилось удивительное сообщество любителей искусств, для которых духовная пища не менее ценна, чем хлеб насущный. Ради этих людей мы существуем.
– Рождение международного музыкального фестиваля – тоже ради слушателя и его просвещения?
– Он появился после наших поездок в Италию. Начались они в 1994 году и сразу принесли знакомство с выдающимися мастерами. Например, Пьеро Беллуджи. Это была счастливая встреча. Он заинтересовался коллективом, приехал в Красноярск и вдохновил нас своим колоссальным талантом. Так возникла идея провести первый фестиваль искусств в Красноярске. В нем принимали участие не только музыканты, но и художники, керамисты, фотографы. С 2001 года международный фестиваль проходит ежегодно. Сначала к нам приезжали артисты только из Италии, затем присоединились Германия, Швеция, Франция, Англия, Испания, Польша, Австрия. И появилось название «Сибирь – Европа». А в 2015 году в фестиваль влилась еще и Азия. Первым с гастролями к нам приехал Харбинский оркестр.
– Программа фестивалей никогда не повторяется, более того – дарит слушателям сюрпризы…
– Мы ежегодно демонстрируем экзотические инструменты, которым тысячи лет. Эрху – китайская скрипка, се – японский губной орган, и его китайский предшественник шен. Специально для этих инструментов лучшие композиторы мира, такие как Эниотт Шнайдер, написали произведения.
В этом году нас ждут две мировые премьеры – сочинение для сямисена (японский трехструнный щипковый музыкальный инструмент с небольшим корпусом, общей длиной около 100 см. – «НКК») и струнного оркестра «Шаги», которое прозвучит под руководством автора – японского дирижера Еши Сугияма, а также концерт для скрипки и виолончели с оркестром «Воспоминание о Варшаве» Марчелло Низинмана, написанный для уникального струнного оркестра Baltic Neopolis Virtuosi, объединившего в себе лучших музыкантов региона Балтийского моря. Это замечательный польский оркестр. На первом концерте он будет играть вместе с нашими музыкантами. Мы доказываем, что можем понимать друг друга. Пусть это будет примером для политиков.
Фестиваль – духовное окно, которое позволяет нам, живя в географическом отдалении от мировых столиц, формировать в Сибири собственный культурный центр.