Октябрь: катастрофа или прорыв?

Послесловие к Сибирскому историческому форуму

Октябрь: катастрофа или прорыв? Послесловие к Сибирскому историческому форуму

В год столетия Октябрьской революции негласным девизом стало осмысление истории. Можно сказать, что Красноярский край внес в этот всероссийский процесс особый вклад – на прошлой неделе в регионе прошел Сибирский исторический форум «Революция 1917 года. Взгляд из Сибири, 100 лет спустя».

Актуальная история

Формально это событие – традиционное: историки съезжаются в Красноярск уже в пятый раз. Однако нынешний форум поставил сразу несколько рекордов – по представительности, географии, зрелищности.

Прежде всего нынешний форум отличает размах, – говорит один из организаторов, руководитель архивного агентства Красноярского края Александр Казицин. – Обычно мы собирали в пределах 200–250 человек. В этом году – более 600, география – от Москвы до Владивостока. В зале, где проходило пленарное заседание, не было свободных мест, люди стояли в проходах. Также мы постарались сделать максимально яркое театрализованное открытие – здесь нас активно поддержало краевое министерство культуры.

По словам руководителя архивного агентства, рекордная представительность нынешнего форума объясняется вовсе не усиленной рекламой – ее по большому счету не было. Сейчас организаторы пожинают плоды процессов, запущенных пять лет назад: Сибирский исторический форум становится неотъемлемой частью научной жизни – и не только мегарегиона, но и страны.

Однако самый главный рекорд форума – острота. Измерить его в цифрах невозможно, тем не менее о нем говорят многие его участники. Причина – сама тема форума.

– Столько напряженных дискуссий, которые вызывает тема 100-летия Октябрьской революции, не вызывают темы экономического, социокультурного развития, хотя там встречаются разнополярные мнения, – продолжает Александр Казицин.

– Даже тема 70-летия Великой Отечественной войны, для нас очень значимая, связана с полным единодушием в оценках. Русско-японская, Первая мировая война вызывают меньше напряжения и споров по сравнению с революцией. В обществе очень неоднозначное отношение к процессам 1917 года. Я убежден, что анализ тех событий и того, как они отразились в новейшей истории России, будет продолжаться – и не один год, не одно поколение.

– Часто приходится слышать, что именно это крайне неоднозначное отношение к революции и последовавшим за ней событиям и сейчас остается яблоком общественного раздора.

– Я не могу давать здесь каких-либо оценок, поскольку не являюсь профессиональным историком. Но мы слышали в докладах, как нивелировался лозунг «Свобода. Равенство. Братство» и как произошло расслоение, образование элит уже в советском обществе. То же самое происходит и в постсоветское время. Поэтому дискуссии среди ученых и в обществе будут продолжаться, мы от этого никуда не уйдем. Но для того и существует форум, чтобы придать этим спорам цивилизованную форму и попытаться проанализировать те напряжения, которые существуют в обществе, и каким-то образом способствовать их смягчению. Может быть, поэтому к форуму такой интерес со стороны руководства края – модератором форума является первый заместитель законодательной ветви краевой власти, председатель оргкомитета – руководитель администрации губернатора. То есть власть с большим вниманием относится к тем идеям, которые возникают среди историков, а также специалистов смежных научных отраслей – культурологов, социологов. Надеюсь, мысли, высказанные в ходе форума, в дальнейшем будут полезны для развития нашего гражданского общества.

– Что из истории Октября вас заинтересовало более всего?

– Для меня это лично значимое событие, поскольку с 1917 годом я во многом связываю и свою семейную историю. У меня есть два личных дела. Одно из них – бабушки по материнской линии, найденное в краевом партархиве. А другое, прадеда по отцу, – подследственное. Его я отыскал в Нижнем Новгороде. По одной линии в нашей семье были успешные советские руководители, по другой – прадед, бывший царский офицер, был репрессирован в тридцать восьмом, хотя в Петрограде перешел на сторону Советской власти и даже командовал бронедивизионом, охранявшим Смольный. Такая вот странная судьба. Наверное, подобные пересечения можно найти в каждой семье.

– В целом Октябрьскую революцию можно считать успешным проектом, достигшим того, о чем мечтали те, кто ее осуществил?

– То, что было предложено как прыжок в новую социалистическую формацию, по сути, не смогло себя реализовать. По-моему, сталинский период имел много признаков рабовладельческого строя, то, что происходило в эпоху застоя, очень многое имело от феодализма. И сейчас, снова получив право собственности на средства производства, природные богатства, элиты, безусловно, пожинают плоды определенного общественного сознания, к ним много вопросов у общественности. Вместе с тем вывод, который я для себя делаю, – революции не приводят к качественному изменению сознания. Через массу жертв, кровь в итоге мы возвращаемся к тому, что должны пройти непройденные этапы постепенного эволюционного развития. Президент правильно говорит, что надо искать пути примирения, чтобы эволюционное развитие могло состояться, чтобы и наше, и последующие поколения жили богато, независимо, с ощущением человеческого достоинства.

Палач убивает себя

Один французский историк сказал однажды своему русскому коллеге: «У вас прошлое как настоящее. Для французов Первая мировая война – далекая история, а вы можете поругаться из-за Куликовской битвы». По большому счету это так. В обществе живут подчас абсолютно противоположные мнения о ключевых исторических событиях, тем более об Октябрьской революции, которая воспринимается не как «чистая наука», но как часть собственной биографии.

Протоиерей Виктор Теплицкий:

Когда миллионы людей умирают, не попадая в ранжир, «белый» или «красный», – это катастрофа. И не только для того, кого убивают, но и для того, кто убивает, поскольку палач наносит вред прежде всего себе, убивает свою душу. Поэтому в революции я не вижу никакого положительного момента – это боль, которая длится многие-многие годы. Порождением нашей революции стала особая ментальность – гомо советикус. В него превратился русский человек. Да, в той, царской России не все было хорошо, но по крайней мере там были характер, культурный слой, религиозность, которые формировались веками. В школе я не мог себе представить, что я русский, – мне говорили, что я советский человек, принадлежу к новой общности, советскому народу. Меня пытались оторвать от корней и взамен дать какой-то суррогат. И революция – это всегда разрыв в традиции, а разрыв – это всегда боль.

– Извечный вопрос: кто виноват?

– Все. И церковь в том числе, если говорить о ней только как о социальной единице. Тогда был синодальный период ее истории, она находилась в подчинении у государства, была одним из рычагов госаппарата. Церковь всегда спасала людей, но тогда это было очень непросто. Когда церковью управляет обер-прокурор Синода, мирское лицо, ничего хорошего из этого выйти не может. И то, что мы пришли к патриаршеству через катастрофу 17-го года, может быть одним из моментов, который ее как-то компенсирует.

– Продолжается ли гражданская война?

– Думаю, да. Мы внешне такие благочестивые, но стоит какому-нибудь краснобаю кинуть клич, мы уже готовы схватиться за вилы. Война в нас никогда не утихала – от бытовой поножовщины до межнациональных разборок, в которых гибнут самые молодые.

– Но в советский период Россия достигла наивысшего могущества, стала мировой сверхдержавой.

– Да, но что положено на алтарь этой державы? Миллионы жертв. Мы до сих пор пожинаем плоды того, что страна превратилась в один большой лагерь. Даже в речи следы лагерной фени – уже говорим «присаживайтесь» вместо «садитесь». Лагерные «понятия» люди переносят на нынешнюю жизнь. Бунин в «Окаянных днях» писал о том, что всегда на Руси были Емельки Пугачевы, но они находились на периферии, а теперь стали явлением государственным. Да, мы стали сверхдержавой, но основанной на каких-то ненормальных отношениях, потому что в фундамент закладывали кости зэков. И в конце концов эта сверхдержава просуществовала недолго и разрушилась. Был всплеск – пятилетки, космос, но волна откатилась, и все посыпалось. Едешь по деревням, видишь разрушенные фермы – руины Вавилонской башни. Она была построена без Бога, значит, не на прочном фундаменте.

– А какой прочный?

– Единство религии, культуры и языка. Это основа нации. И если мы хотим стать русской нацией, то надо жить не по принципу «после нас хоть потоп», жить не только для себя, но и для ближнего. Этому учит наша религия. Из нее происходит и нравственность, и культура. Я в первую очередь за внутренние перемены в самом человеке, а внешние – потом.

Была создана советская цивилизация

Сергей Комарицын, кандидат исторических наук, политолог:

– Революция – это историческая катастрофа или прорыв?

– В эпоху индустриального перехода революции являются закономерностью. Это продукт истории. И «локомотивы» истории тоже, как называли их в XIX веке, причем не только Маркс. Российская революция – величайшее историческое событие, которое полностью изменило весь мир. Плодами ее воспользовались многие страны – и в социальном, и в политическом отношении. Именно под ее влиянием произошли тектонические изменения во всем мироустройстве. И для нашей страны, несмотря на весь трагизм революционных и первых послереволюционных времен, это величайшее событие. Существовала советская цивилизация, порожденная Октябрем. У нас было счастливое беззаботное советское детство, великая детская литература; великий детский кинематограф, советские мультфильмы; советская школа, советская наука, и дружба народов не только декларируемая. Была социальная защищенность, карьерные возможности – то, что сейчас называют «социальными лифтами», которые в реальности не существуют, а тогда были, так же как бесплатное образование, здравоохранение, обеспеченная старость. Все наши великие достижения в экономическом, социальном, научном, культурном плане были порождены именно революцией. Было много противоречий, недостатков, в сталинскую эпоху – и преступлений, было много бюрократизма и идиотизма. Но сейчас-то мы можем сравнивать. Мы потеряли социальную справедливость, дружбу народов, школу нашу потеряли всю – и высшую, и среднюю, потеряли науку. Что за последнее 25 лет создано в культуре? Любые, даже самые «застойные» 20 лет советской истории по сравнению с последними двадцатью годами – это время развития и процветания, строились города, десятки миллионов людей переселялись из деревни в город, мы были первыми в космосе и самой читающей страной…

– Но ведь сама революция – это трагедия, гражданская война. Вашей семьи коснулось разделение на белых и красных?

– Самым непосредственным образом. Мама моя из забайкальской казачьей станицы на границе с Монголией. Как триста лет назад наши предки туда пришли, так до сих пор там пограничная застава и находится. Это был один из центров Забайкальского войска, там казачье училище находилось. Если описывать трагическую историю станицы Желтуринской, то Шолохов со своей Вешенской отдыхает – часть казаков ушла с атаманом Семеновым, другие переселились в Маньчжурию, кто-то воевал у Рокоссовского – его ставка была в нашей станице. Прадед, когда вернулся с Кавказа, где служил после Первой мировой войны в белоказачьих войсках, уже никого не застал – ни красных, ни белых братьев. По отцовской линии та же история. Дед был самым младшим из 11 братьев, в силу возраста не участвовал, хотя в 30-е годы был все-таки репрессирован; а старшие – одни были первыми эвенкийскими учителями, устанавливали Советскую власть на севере Бурятии, другие воевали за белых. То, что брат пошел на брата, – величайшая трагедия нашего народа.

– Часто приходится слышать, что гражданская война продолжается. Есть ли возможность примирения?

– Как известно, борьбу классов открыл не Маркс, а французские историки эпохи Реставрации. У нас их Пушкин внимательно читал. В «Истории Пугачева» он рассматривает ту войну как раз с классовой точки зрения. Это тоже была гражданская война. Пушкина интересовали аспекты – участие дворян на стороне Пугачева или инородцев. По логике классовой борьбы башкирская аристократия, например, должна была защищать царя, вернее царицу; а было совсем наоборот. А потом у нас декабристы были – дворянские революционеры. И первые народники-террористы – дети генералов и губернаторов. Не так все просто было и после революции. Кронштадтский мятеж, крестьянские восстания, а больше половины царских офицеров служили не в белой, а в Красной Армии, часть по мобилизации, конечно, но многие по зову сердца. И в начале 20-х после «смены вех» из эмиграции в Советскую Россию массово возвращались не близкие по биографии социалисты – эсеры и меньшевики, а тысячи белых офицеров вроде генерала Слащева – прототипа Хлудова из булгаковского «Бега».

Та Гражданская война, конечно, закончилась. Чушь это все, ничего она не продолжается. Но идеологическая каша в головах существует. Историю нормально не изучают. У нас есть православные коммунисты, есть демократы-сталинисты; Столыпина возвели в национальные герои, а что он делал, никто не знает. Откуда-то даже монархисты появились. Их и в Гражданскую войну практически не было. Никто не оплакивал свержение Романовых – ни Деникин, ни Колчак, никто из белых вождей. Сейчас что-то иррациональное происходит вокруг фильма Учителя «Матильда». Понятно – милая прокурорша, а теперь депутатша училась в украинской школе и, соответственно, исторической подготовки не имеет вообще никакой. Но почему другие-то люди идут у нее на поводу? Только все это человеческая глупость и никак не связано с продолжением гражданской войны. Есть идеологические разногласия в отношении истории, они совсем на другой основе, широкие массы не затрагивают и вовсе не являются продолжением событий столетней давности.

Уважаемые читатели, нам интересно ваше мнение.

А как вы ответили бы на вопрос, вынесенный в заголовок материала: Октябрь: катастрофа или прорыв?

Оставляйте свои комментарии под материалом.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности