Олег Рыбкин: «Это был год открытий»

Олег Рыбкин: «Это был год открытий»
Фото: Павел Парамонов

Театр живет своим «сезонным» календарем, однако это не противоречит общей традиции подводить итоги уходящего года. Для Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина 2024 год оказался насыщенным премьерами, гастролями, фестивалями. И победами – достаточно напомнить, что на нынешней «Театральной весне» театр был признан лучшим в шести номинациях, в том числе весь актерский ансамбль спектакля «Коварство и любовь», а главный режиссер Олег Рыбкин стал лауреатом фестиваля. На следующей неделе будет представлена его новая работа – «Лес» по пьесе Александра Островского.

– Олег Алексеевич, «Лес» – последняя постановка театра в уходящем году?

– Моя – да. До конца года будет еще одна премьера – «Маленький Дед Мороз» на камерной сцене, нашей новой площадке, которую мы очень любим и продолжаем осваивать. Что касается «Леса», то эта пьеса ставилась бессчетное множество раз во всем мире и в нашем театре в том числе. Островский – драматург, составляющий славу русской и мировой драматургии. Написал он очень много, собрание его пьес составляет двенадцать томов, поэтому для каждого времени в его огромном наследии есть что-то особо актуальное. Кстати, мой первый спектакль в театре Пушкина был «Таланты и поклонники», так что «Лес» – это уже второе обращение к Островскому на красноярской сцене.

– Эта пьеса не единственная в его наследии, где он обращается к теме театра, хотя бы потому, что там есть два персонажа – актера: комик Счастливцев и трагик Несчастливцев…

– И это два особых мира. Есть мир усадьбы, в которой живут люди, имеющие власть и распоряжающиеся деньгами. И есть мир некой стихийной свободы, которую, собственно, и представляют люди театра. Для них – как бы наивно это сейчас ни звучало – существуют такие понятия, как призвание, служение… Видимо, поэтому мне и захотелось взять этот материал, сделать его предметом исследования. Это некие типы людей, существующих в обществе всегда: прагматики, для которых материальные ценности и власть являются основополагающими, и те, кто живет так, как подсказывает их внутреннее состояние. К этому они стремятся, это и дает им то чувство свободы – ее эти персонажи и олицетворяют. Да, они люди далеко не самые правильные, законопослушные, для них эмоции важнее некоторых разумных вещей. Если обратиться к сюжету, то мы понимаем, что человек – по сути, почти нищий, – чтобы составить счастье девушки, отдает ей последние деньги, которые, наверное, мог бы потратить для какой-то более важной и внятной цели. Или хотя бы просто прокутить. Между тем в пьесе нет моральных указующих перстов, но есть поступок. Людей оценивают по поступкам, а не по словам. Такой момент мне представляется очень важным, в том числе потому, что он ставит перед зрителем вопрос: а можно ли было поступить как-то иначе? Эта тема для меня очень важна, поскольку она касается внутренней сути человека.

– Когда режиссеры обращаются к классике, часто возникает стремление найти какой-то «новый взгляд», сверхоригинальный ход. Будет ли нечто подобное в этом спектакле?

– Нет, я не стал модернизировать «Лес». Да, есть спектакли, где действие перенесено в другое время, и все выглядит вроде как более современно. Эта постановка, скажем так, в классическом стиле – по форме, визуальному ряду. В спектакле не будет никаких джинсов, пуховиков, мобильных телефонов, изменения текста и прочих вещей, которые будто бы приблизят спектакль к пониманию нынешнего зрителя. Неправда, не приблизят… Всегда обращаюсь к примеру своего учителя Петра Наумовича Фоменко – он никогда никого не «переодевал». Эту пьесу он ставил в театре Акимова в Санкт-Петербурге, потом в «Комеди Франсез». Там возникла задача, как донести до французских актеров наши русские реалии. Слово Островского настолько точно, самобытно, оно настолько русское, отчего я не уверен, что на свете вообще существует адекватный перевод его пьес. Это, к примеру, не касается переводов Шекспира, поскольку английский язык – устоявшийся в своих формах, не обладающий тем своеобразием, каким отличается русская речь…

– Островского называли «Колумбом Замоскворечья», поскольку он открывал Россию для самих русских.

– Пушкин, создавший современный русский язык, затем Островский подарили нам бесконечную глубину русского языка с его тонкостями, нюансами… Собственно, раскрытием этой глубины мы и занимаемся. «Лес» – актерский спектакль, в нем нет особых режиссерских изысков, поворотов, связанных с какими-то внешними приметами нашего времени. Я люблю своих артистов, доверяю им и надеюсь, что зритель увидит много хороших актерских работ.

– Зритель увидит новые имена?

– Основных персонажей играют артисты, хорошо знакомые нашему зрителю, – Георгий Дмитриев, Наталья Горячева, Даниил Коновалов… Да, у нас появилась новая артистка Мария Бабина, которая, на мой взгляд, очень удачно вошла в жизнь нашего театра. В этом спектакле она исполняет роль Аксиньи.

– Для вас чем был значим уходящий год?

– Было много открытий. Одно из важнейших – открытие новой сцены. На ней я поставил спектакль «Маленькие трагедии», мы продолжаем осваивать эту площадку, очень значимую для нас. Так же, как и Сцену на крыше, где прошла премьера спектакля «Исчезнувший велосипедист» и фестиваль ДНК. Театр побывал на гастролях в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге. В столице мы приняли участие в торжественном закрытии VI Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». Спектакль «Хождение по мукам» стал номинантом конкурса «Полюс. Золотой сезон – 2024». В целом открытия уходящего года придали театру новое настроение и возможности. Мы продолжаем работу по репертуарному плану, но для меня очень важно, что на наши спектакли практически невозможно купить билеты – если, конечно, не позаботиться заранее.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного