Театр живет своим «сезонным» календарем, однако это не противоречит общей традиции подводить итоги уходящего года. Для Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина 2024 год оказался насыщенным премьерами, гастролями, фестивалями. И победами – достаточно напомнить, что на нынешней «Театральной весне» театр был признан лучшим в шести номинациях, в том числе весь актерский ансамбль спектакля «Коварство и любовь», а главный режиссер Олег Рыбкин стал лауреатом фестиваля. На следующей неделе будет представлена его новая работа – «Лес» по пьесе Александра Островского.
– Олег Алексеевич, «Лес» – последняя постановка театра в уходящем году?
– Моя – да. До конца года будет еще одна премьера – «Маленький Дед Мороз» на камерной сцене, нашей новой площадке, которую мы очень любим и продолжаем осваивать. Что касается «Леса», то эта пьеса ставилась бессчетное множество раз во всем мире и в нашем театре в том числе. Островский – драматург, составляющий славу русской и мировой драматургии. Написал он очень много, собрание его пьес составляет двенадцать томов, поэтому для каждого времени в его огромном наследии есть что-то особо актуальное. Кстати, мой первый спектакль в театре Пушкина был «Таланты и поклонники», так что «Лес» – это уже второе обращение к Островскому на красноярской сцене.
– Эта пьеса не единственная в его наследии, где он обращается к теме театра, хотя бы потому, что там есть два персонажа – актера: комик Счастливцев и трагик Несчастливцев…
– И это два особых мира. Есть мир усадьбы, в которой живут люди, имеющие власть и распоряжающиеся деньгами. И есть мир некой стихийной свободы, которую, собственно, и представляют люди театра. Для них – как бы наивно это сейчас ни звучало – существуют такие понятия, как призвание, служение… Видимо, поэтому мне и захотелось взять этот материал, сделать его предметом исследования. Это некие типы людей, существующих в обществе всегда: прагматики, для которых материальные ценности и власть являются основополагающими, и те, кто живет так, как подсказывает их внутреннее состояние. К этому они стремятся, это и дает им то чувство свободы – ее эти персонажи и олицетворяют. Да, они люди далеко не самые правильные, законопослушные, для них эмоции важнее некоторых разумных вещей. Если обратиться к сюжету, то мы понимаем, что человек – по сути, почти нищий, – чтобы составить счастье девушки, отдает ей последние деньги, которые, наверное, мог бы потратить для какой-то более важной и внятной цели. Или хотя бы просто прокутить. Между тем в пьесе нет моральных указующих перстов, но есть поступок. Людей оценивают по поступкам, а не по словам. Такой момент мне представляется очень важным, в том числе потому, что он ставит перед зрителем вопрос: а можно ли было поступить как-то иначе? Эта тема для меня очень важна, поскольку она касается внутренней сути человека.
– Когда режиссеры обращаются к классике, часто возникает стремление найти какой-то «новый взгляд», сверхоригинальный ход. Будет ли нечто подобное в этом спектакле?
– Нет, я не стал модернизировать «Лес». Да, есть спектакли, где действие перенесено в другое время, и все выглядит вроде как более современно. Эта постановка, скажем так, в классическом стиле – по форме, визуальному ряду. В спектакле не будет никаких джинсов, пуховиков, мобильных телефонов, изменения текста и прочих вещей, которые будто бы приблизят спектакль к пониманию нынешнего зрителя. Неправда, не приблизят… Всегда обращаюсь к примеру своего учителя Петра Наумовича Фоменко – он никогда никого не «переодевал». Эту пьесу он ставил в театре Акимова в Санкт-Петербурге, потом в «Комеди Франсез». Там возникла задача, как донести до французских актеров наши русские реалии. Слово Островского настолько точно, самобытно, оно настолько русское, отчего я не уверен, что на свете вообще существует адекватный перевод его пьес. Это, к примеру, не касается переводов Шекспира, поскольку английский язык – устоявшийся в своих формах, не обладающий тем своеобразием, каким отличается русская речь…
– Островского называли «Колумбом Замоскворечья», поскольку он открывал Россию для самих русских.
– Пушкин, создавший современный русский язык, затем Островский подарили нам бесконечную глубину русского языка с его тонкостями, нюансами… Собственно, раскрытием этой глубины мы и занимаемся. «Лес» – актерский спектакль, в нем нет особых режиссерских изысков, поворотов, связанных с какими-то внешними приметами нашего времени. Я люблю своих артистов, доверяю им и надеюсь, что зритель увидит много хороших актерских работ.
– Зритель увидит новые имена?
– Основных персонажей играют артисты, хорошо знакомые нашему зрителю, – Георгий Дмитриев, Наталья Горячева, Даниил Коновалов… Да, у нас появилась новая артистка Мария Бабина, которая, на мой взгляд, очень удачно вошла в жизнь нашего театра. В этом спектакле она исполняет роль Аксиньи.
– Для вас чем был значим уходящий год?
– Было много открытий. Одно из важнейших – открытие новой сцены. На ней я поставил спектакль «Маленькие трагедии», мы продолжаем осваивать эту площадку, очень значимую для нас. Так же, как и Сцену на крыше, где прошла премьера спектакля «Исчезнувший велосипедист» и фестиваль ДНК. Театр побывал на гастролях в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге. В столице мы приняли участие в торжественном закрытии VI Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». Спектакль «Хождение по мукам» стал номинантом конкурса «Полюс. Золотой сезон – 2024». В целом открытия уходящего года придали театру новое настроение и возможности. Мы продолжаем работу по репертуарному плану, но для меня очень важно, что на наши спектакли практически невозможно купить билеты – если, конечно, не позаботиться заранее.