Почти два года продолжается пандемия, а вопросов, связанных с коронавирусом, меньше не становится. Сейчас большинство из них связаны с новым штаммом – омикроном, который распространяется невероятно быстро. На днях и в Красноярске выявили пять человек с новым типом вируса. Что нас ждет дальше? Об этом мы поговорили с доктором медицинских наук, главным внештатным инфекционистом министерства здравоохранения края Еленой ТИХОНОВОЙ.
Очень заразен
– Елена Петровна, какие особенности нового штамма?
– Омикрон начал распространяться с африканского государства ЮАР, потом дошел до США, Великобритании и других стран. Он более контагиозен – заразен, чем предыдущие штаммы, но течение заболевания более легкое. По своей клинической картине очень похож на респираторное заболевание: отмечается лихорадка, першение в горле, небольшой кашель, умеренные головные боли. А вот что касается отсутствия запахов и вкуса, то такие симптомы регистрируются при заражении новым штаммом реже, чем ранее. Риск развития тяжелого течения заболевания будет на этот раз отмечаться именно у детей. Причем у самых маленьких – от нуля до 4 лет. Это уже заметили и в ЮАР, и в других странах. По прогнозам, пациенты молодого и среднего возраста должны переболеть легко. Сегодня есть информация, что половина тех, кто переболел или был вакцинирован, переносят болезнь, вызванную омикроном, в бессимптомной форме. У 80 процентов заболевших – легкая форма: субфебрильная температура, слабость, першение в горле. Но контагиозность повышена – инфицирование будет проходить быстрее и с большим числом заболевших.
И еще: при заражении омикроном более короткий инкубационный период. Если в начале пандемии мы говорили, что от заражения до появления первых симптомов проходит 14 и даже 21 день, то теперь это от 3 до 5 дней. При этом пациент будет заразен уже в конце инкубационного периода, примерно за день-два до появления характерных клинических симптомов. Человек может только-только почувствовать слабость, без выраженной респираторной симптоматики, но уже будет заразен. Профилактические меры остаются теми же – это и мытье рук, и соблюдение масочного режима. Пациентам из групп риска – старше 65 лет, с ожирением, с сахарным диабетом – или будущим мамам, чей срок беременности больше 3 месяцев, нужно обязательно сделать прививку.
– Какие изменения произойдут в системе оказания медицинской помощи?
– В колл-центры будет привлечено еще больше сотрудников, потому что сегодня, если мы говорим о более легком течении заболевания, основная работа с пациентами ляжет на поликлиники. Если пациент легкий, он может и дома лечиться. Но если он из группы риска, тут должно быть почти ежедневное наблюдение – пусть и в телефонном режиме. Если же состояние средней тяжести и пациент из группы риска, он должен будет лечь в больницу. Госпитализаций в стационары в предстоящую волну должно быть меньше, но поскольку новый штамм характеризуется массовостью заболевания, мы будем готовы развернуть весь имеющийся запас коек в стационарах. По опыту других стран видно, что там произошло резкое снижение числа тяжелых пациентов, уменьшилась смертность там, где большинство жителей привито.
– В наших соцсетях читатели задают вопросы: а где мне сделать тест на омикрон? Нужно ли это делать?
– Лечение в любом случае будет одинаковое. ПЦР-тест определяет наличие вируса, но не проводится массово его серотипирование – это и не обязательно.
– Некоторые специалисты считают, что вирус ослабел, и омикрон будет последним штаммом коронавируса.
– Не факт. Особенность вирусов в том, что они постоянно мутируют, потому что хотят выжить. Мутации будут продолжаться. Но скоро коронавирус может стать сезонной вирусной инфекцией, как и другие острые респираторные вирусные заболевания. И очень вероятно, что место коронавируса в будущем займет другой вирус.
Живая вакцина
– Есть такое мнение, что даже прививаться не надо, потому что омикрон – как «живая вакцина», переболев им, получишь естественный иммунитет…
– В ситуации с омикроном не надо уповать на легкое течение болезни – даже после него могут выявиться проблемы со здоровьем. И от него необходимо защищаться с помощью вакцинации. Сегодня уже зарегистрирован такой диагноз официально, как long COVID, т. е. длинный ковид, или постковидный синдром, который может длиться несколько месяцев. Запускаются определенные патологические процессы. Само заболевание может провоцировать и сердечно-сосудистые патологии: мы регистрируем и инфаркты, и тромбоэмболии, и фиброзы легких, и гепатит. Сегодня в крае есть отделения реабилитации, и тех пациентов, кто уже вылечился от коронавируса, но из-за его последствий находится в тяжелом состоянии, не выписывают, переводят туда.
– Можно ли отложить вакцинацию, если анализ показал большое количество антител?
– Нельзя с точностью сказать, что у вас вот такой титр антител – и вы защищены на определенное время. Еще не определен достоверно тот титр, который бы ученые признали достаточным для того, чтобы не заразиться коронавирусом. В настоящее время ни в одной из цивилизованных стран не делают никаких выводов для показателя антител. Сегодня уже во многих научных статьях указывается на то, что не гуморальный (а антитела относятся именно к этому виду иммунитета), а именно клеточный иммунитет надежнее защищает от болезни. Для его определения нужны дорогостоящие анализы. Речь идет о Т-клеточном звене, которое состоит из различных пулов Т-лимфоцитов.
– Но тем не менее вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова заявила, что переболевшие, но не обращавшиеся к врачу люди, имеющие по результатам анализов определенное количество антител к ковиду, получат QR-код.
– Это только для документа. Даже если у человека есть антитела, и он сейчас пройдет вакцинацию, хуже точно не будет, он просто укрепит свой иммунитет. Нередко можно услышать: вот поставили прививку – и развилось вот это…
Я как член краевой поствакцинальной комиссии могу аргументированно говорить о том, что, когда начинаешь разбирать историю болезни, понимаешь – это просто совпадение. Люди часто имеют заболевания, в том числе и неврологические, но на это никто не обращает внимания. Допустим, у человека болели суставы, а после вакцинации его состояние обострилось. Ему выставляется диагноз : артрит. Но не прививка его вызвала! Она усугубила тот процесс, который уже существовал, но человек не обращался к врачам, не проверялся, не сдавал анализы. Конечно, тут еще вопрос к участковым терапевтам, которые собирают анамнез. Если суставы болят, нужно было назначить анализы, в том числе и биохимические исследования, и уже по результатам, при наличии показаний, дать направление к ревматологу. Если показатели не в норме – нельзя прививать. Вакцинироваться надо через 2–4 недели после выздоровления, вне зависимости от того, чем ты болел.
Но отмечу, что есть поствакцинальные реакции, которые считаются совершенно нормальными, если длятся не более трех дней: это боль в месте инъекции, слабость, вялость, повышение температуры вплоть до 38 градусов. Вот если такое состояние сохраняется более продолжительный период времени – это повод для обращения к врачу. Но такое бывает очень редко.
– Сейчас собираются прививать подростков вакциной «Спутник-М», правда, исключительно добровольно, после согласия родителей. Насколько безопасна вакцина?
– Эффективность этой вакцины доказана. Она может применяться с 12 лет. Переносимость ее хорошая, потому что по сравнению со взрослой дозировка уменьшена в 5 раз.
Чем лечиться?
– Сегодня прочла мнение врача, члена-корреспондента РАН, который считает, что некоторые проблемы со здоровьем, которые идентифицируют как постковидный синдром, на самом деле последствия лечения – не всегда оправданного применения серьезных препаратов, которые использовали в самом начале борьбы с вирусом, когда информации о нем было ничтожно мало.
– Я сомневаюсь в этом. Возьмем, к примеру, препарат для лечения ВИЧ-инфекции: это ингибитор протеазы (протеаза – фермент, который разрезает синтезируемые полипротеины в нужных местах, благодаря чему образуются зрелые белки для образования вирусной частицы) способствует предотвращению репликации вируса. Применение препарата блокирует протеазу, что предотвращает размножение любого вируса – не только ВИЧ в организме, но и коронавируса. А что касается применяемого препарата от малярии – он использовался для лечения больных COVID-19 также в начале пандемии, но данный препарат был признан малоэффективным, и его отменили. Сейчас мы ожидаем перспективный препарат молнупиравир – новый ингибитор вирусной полимеразы, это американский препарат, который у нас не зарегистрирован, но страна имеет право в такой эпидситуации закупать препарат и назначать офф-лейбл (оff-label – назначение препарата, не имеющего регистрации в стране или по показаниям, не описанным в аннотации к препарату). Но у каждого препарата есть свои противопоказания, и нужно назначать его, учитывая, какие заболевания, помимо коронавируса, у пациента есть.
– Порой пациенты попадают в стационар и буквально требуют назначения «самых эффективных», новых лекарств, о которых они читали в интернете. Но ведь у каждого из них есть свои показания?
– Конечно. Те препараты, о которых мы сейчас говорим, назначаются больным, имеющим серьезные заболевания помимо коронавируса. Им лучше с первых дней заболевания назначить именно такой, серьезный препарат. Некоторые пациенты у нас требовали лекарств, которые способны подавлять цитокиновый шторм*, но там есть тоже свои строгие показания. Например, пациенты с ожирением относятся к группе риска по развитию тяжелого течения болезни и осложнений. Почему? Потому что у полных людей сами клетки жировой ткани синтезируют так называемый интерлейкин-6, который способствует цитокиновому шторму. И когда поступает такой пациент – пусть у него состояние не очень тяжелое, но есть изменения в лабораторных показателях, коллегиально обсуждается вопрос о введении данного препарата.
– Как только устанавливается диагноз ковид, врач назначает лекарства, которые, по мнению многих, вообще неэффективны, их называют «фуфломицинами». Почему выписывают их?
– Они эффективны, но при правильном применении. Если вы заболеваете любой вирусной инфекцией, то с первого дня мы должны принимать препараты – ингибиторы, которые не дают вирусу проникнуть в клетку нашего организма. Арбидол и его аналог нобазит блокируют проникновение, распространение вируса в эндотелий верхних дыхательных путей. Второй механизм их действия – они помогают продуцировать собственные интерфероны. Когда вирус поступает в организм, он их подавляет, а нашему иммунитету надо помочь. Другие препараты – ремдевисир, коронавир – блокируют процессы размножения вируса. Поэтому и говорим: чем раньше вы начнете прием препаратов прямого противовирусного действия, тем вероятность выше, что через неделю вы уже выздоровеете. Но если вы начнете их пить в разгар болезни, они уже будут менее эффективны.
– Сейчас мы говорим о том, что нужно через шесть месяцев ставить бустерную дозу вакцины. В то же время у нас люди прививаются от гриппа, некоторым в определенном возрасте уже рекомендовано привиться и от пневмококковой инфекции, а вскоре начнется вакцинация от клещевого энцефалита. Насколько безопасно и эффективно вакцинироваться сразу от нескольких заболеваний?
– С позиции клинической вакцинологии минимальный отрезок времени, когда вакцина защищает, – это 6 месяцев. В будущем, думаю, прививаться от ковида будем раз в год. Сейчас обозначен период полгода из-за непростой эпидемиологической ситуации. Все еще зависит от того, какой у вас иммунитет: если вы часто болеющий человек или относитесь к группе риска, то, конечно, лучше привиться через 6 месяцев.
Что касается применения сразу нескольких вакцин, то я могу сказать, что человеческий организм может одномоментно «переработать» в нужном направлении 50 вакцин. Это доказано наукой.
А теперь такой пример: чтобы не травмировать малыша лишний раз, у нас сейчас какие используются вакцины? Многокомпонентные. Пентаксим, к примеру, сразу дает защиту от пяти инфекций. Поэтому беспокоиться не надо. Мы же не в один день вакцинируемся от пневмококковой инфекции и от ковида, а с интервалом в месяц примерно – таковы рекомендации.
– Почему вакцина, на которую мы так все надеялись, не помогла? Почему в Европе, где привито уже более 70 процентов населения, заражается по несколько десятков тысяч человек? Некоторые так и говорят: да зачем мне прививка, если я и так заболею, и почти все мои знакомые, которые делали прививку, заболели…
– Потому что вакцина формирует именно гуморальный иммунитет – а он никогда не был стойким. Но смысл в вакцинации все равно есть. Мы проводили клиническое исследование у привитых и непривитых пациентов. Вывод: поступают в стационар в основном те, кто по каким-то причинам не сделал прививку.
Так, к примеру, с июля по сентябрь 2021 года поступило 2 382 пациента, из которых всего 89 человек, или 3,7 %, были привиты.
У большинства больных после полного курса вакцинации была средняя степень тяжести заболевания, и летальность при тяжелом течении болезни в 2 раза реже. У вакцинированных пациентов в любом случае заболевание протекает по более благоприятному сценарию. Поэтому и омикроном люди после вакцины болеют почти бессимптомно.
Поэтому даже привитым людям обязательно носить маску. Вне зависимости от штамма основные правила профилактики остаются прежними.
– И еще о вакцинации. Каждый год вакцина от гриппа меняется – потому что циркулируют различные штаммы, мы пытаемся угадать, изучаем все, есть даже НИИ гриппа в Москве, и меняем состав. А от ковида, получается, колем одну и от дельты, и омикрона?
– Мы просто не успеваем менять. К гриппу готовимся каждый год, и пока он «идет», мы можем уточнить информацию у тех, к кому он пришел раньше, – будет, к примеру, тип В, но штамм виктория – и пока он к нам идет с Южного полушария, мы делаем вакцину с чуть измененным составом. Но все равно на 100 процентов мы никогда не угадываем. Что касается вакцин против коронавируса, к примеру «Спутника V», там зашифрован ген S-белка коронавируса – белок-шип, который помогает COVID-19 проникать в организм (но не сам вирус), и к нему у нас и вырабатываются антитела после прививки. Но эта вакцина нас все равно защищает, независимо от серотипа – дельта-штамм или омикрон.
* Цитокиновый шторм – системная воспалительная реакция, протекающая бесконтрольно. Если объяснять простыми словами – слишком активная работа иммунной системы, когда организм начинает атаковать сам себя.
СЕМЬ ВОПРОСОВ О НОВОМ ШТАММЕ КОРОНАВИРУСА
1. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ?
У штамма омикрон инкубационный период значительно короче, по предварительным данным, он составляет от 2 до 5 дней в отличие от предыдущего варианта коронавируса, у которого инкубационный период составлял в среднем 6–8 дней.
Штамм омикрон передается в 7 раз быстрее по сравнению с циркулировавшим ранее штаммом дельта.
Человек, заболевший штаммом омикрон, может быть заразным уже в первые сутки после инфицирования.
2. ПРИВИТЫЕ И ПЕРЕБОЛЕВШИЕ ЗАЩИЩЕНЫ ИЛИ ОНИ ТОЖЕ БОЛЕЮТ?
Привитые или переболевшие COVID-19 могут быть инфицированы новым штаммом омикрон, но заболевание протекает как сезонная респираторная инфекция.
3. ГДЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ?
Штамм омикрон интенсивно распространяется среди людей, у которых нет иммунитета.
4. КТО ЧАЩЕ ВСЕГО ОКАЗЫВАЕТСЯ В ГРУППЕ РИСКА?
В зоне риска пожилые, люди с хроническими патологиями, не имеющие иммунной защиты.
По сравнению с предыдущими штаммами, омикроном стали чаще болеть дети. Это видно по зарубежным статистическим данным.
5. МОЖНО ЛИ КАК-ТО ВСЕ ПОМЫТЬ, ПОЧИСТИТЬ?
В окружающей среде, на поверхностях омикрон уничтожается привычными дезинфицирующими средствами, как промышленными, так и бытовыми.
6. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ? ОН КАКОЙ-ТО ОСОБЕННЫЙ?
Механизмы передачи штамма омикрон такие же, как у предыдущих штаммов. Это воздушно-капельный путь передачи, то есть мельчайшие капельки жидкости, выделяемые из носа и рта больного, которые попадают на слизистые окружающих.
7. ГДЕ ПРОЩЕ ВСЕГО ЗАРАЗИТЬСЯ?
В помещениях, где находится много людей. Очень важно соблюдать простые правила, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, – мыть руки, носить маску, пользоваться антисептиками, соблюдать дистанцию, избегать массового скопления людей.
По информации rospotrebnadzor.ru