Радий Алексеевич Логинов ушел на фронт в 17 лет. Говорит, так достал своими просьбами военкомат, что несовершеннолетнего добровольца все же решили отправить на войну. Страха молодой боец не испытывал, считает все, что происходило тогда – ранения, кровь, слезы и смерть, – боевыми буднями. Он дошел до Берлина. Когда брали Рейхстаг, Радию не было еще и 20.
На фронт едем!
Война для Радия Логинова началась в 1943 году. Тогда ученика ремесленного училища города Нижнее Солде Свердловской области наконец приняли в армию.
– В 1940 году мне 15 лет исполнилось, отец отправил меня учиться в ремесленное училище на подручного горнового по выплавке чугуна на доменной печи. А в 1941-м учеба прекратилась – началась война, и нам, ремесленникам, пришлось работать на металлургическом заводе вместо ушедших на фронт взрослых, – рассказывает Радий Алексеевич. – Трудились по 8–12 часов в сутки, но я практически каждый день ходил в военкомат – просился на фронт. Сначала угрожали: «Будешь надоедать, отправим на Колыму», – а потом решили: «Служи».
У Радия к тому времени на фронте погибли два двоюродных брата, дядька под Сталинградом ногу потерял. Ему было за кого мстить врагу.
Молодого призывника отправили в учебный танковый полк в город Верхний Уфалей Челябинской области. Полгода Радий постигал военную науку, окончил обучение с отличием, получил звание старшего сержанта и радистом-пулеметчиком Т-34 отправился на фронт.
– В Нижнем Тагиле мы получили танки и эшелоном поехали на фронт. Тогда такая радость на душе была – на фронт едем! – вспоминает ветеран. – Попали в состав второй танковой армии в третий танковый корпус, 51-ю танковую бригаду. Выгрузились в Хомутово Орловской области, и – в оборону.
Первые бои Радий Алексеевич провел под Курском. Танковая бригада отражала мощные атаки фашистов. В первый же день экипаж боевой машины получил боевое крещение. Бригада отбила пять атак, уничтожила 75 танков противника, сотни немцев.
– Наши войска несли большие потери. В бой уходили 120 человек и 30 танков, возвращались из боя только 30 человек, – рассказывает Радий Алексеевич. – И в нашем экипаже в этих боях погибло два человека.
А у Радия ни царапины. Контузило его через месяц – в августе 1943-го, когда армия вступила на территорию Правобережной Украины. Молодой боец после госпиталя вернулся в строй – в свою 51-ю бригаду.
Смерть прошла рядом
Смерть ходила буквально по пятам за нашими бойцами. Но Радий Алексеевич коротко отмечает: «Мне везло». В июле 1944 года перед началом наступления Первого Белорусского фронта взводу, в котором служил Логинов, была поставлена задача провести разведку боем и вызвать огонь на себя. Танки двинулись к передовой линии врага. 500 метров прошли спокойно, а затем немцы открыли огонь: артиллерия, минометы, мины рвались впереди и сзади. В танках стоял грохот от взрывов.
Мы вели огонь из пушек и пулеметов. От стреляных гильз в танке скопилось много газа и дыма – нечем дышать, – вспоминает ветеран. – Для лучшей видимости приоткрыли впереди люк. В него и залетели осколки от разорвавшейся мины. Механика ранило в щеку, меня в голову, кровь залила лицо. Но тут не до перевязки – веду огонь.
Через какое-то время стрельба прекратилась, взвод уничтожил три минометных расчета, две артиллерийские установки повредили дзот. Вышли танки в небольшой перелесок, там открыли люки, чтобы вдохнуть чистого воздуха, осмотрели свои машины. На танке Радия 28 прямых попаданий мин и снарядов, оторвало запасные баки с горючим, ящик с инструментами. Не успели отдышаться бойцы, как налетели 18 немецких самолетов и обстреляли трассирующими зажигательными пулями.
– Один экипаж быстро сел в танк – погибли все пять человек вместе с командиром, – рассказывает Радий Алексеевич. – А мы отбежали от танка и присели за кустарник. Обстреляли нас и там – пули прошли в сантиметрах от голов, но не задели. Смерть прошла рядом.
Земля шевелилась под ногами
В своем танке Радий Логинов прошел всю Европу – освобождал Брест, Украину, Польшу – шел на Берлин. Если к смертям товарищей на поле боя бойцы уже привыкли, то от увиденного в концентрационных лагерях волосы на голове дыбом вставали.
– По всей Европе было 22 концлагеря. Мы шли по Польше. В 14 км от города Люблина находился концлагерь Майданек. В нем были задушены газами, а затем сожжены в печах один миллион 380 тысяч женщин и детей. Наш танк первым ворвался на территорию лагеря. Неподалеку от одного барака увидели три ямы, наспех забросанные землей. Земля шевелилась. Фашисты расстреливали узников, а некоторых живыми закапывали в землю – хотели скорее скрыть свои преступления. Во дворе – огромные груды сожженных костей и черепов. В бараках – тюки женских волос, кучи мужской и женской обуви. Все это вызывало в нас такую ненависть к фашистам!
Танкисты стремились быстрее дойти до Берлина, разгромить противника. Но чем ближе подходили к цели, тем яростнее сопротивлялись фашисты.
26 января 1945 года танкисты пересекли старую немецко-польскую границу и вошли в фашистскую Германию. Шло непрерывное наступление, только успевали укладывать сотни снарядов и заряжать диски патронами. На броне головной машины танковой армии сидела русская девушка – одна из освобожденных танкистами из концлагеря. Она знала эти места и провела танки знакомой дорогой через лес.
Автограф на стене
До Берлина оставалось 70 км. Этот путь наши танкисты преодолевали пять дней и ночей. А 21 апреля 1945 года первыми вошли в предместье Берлина. Получили приказ пойти на окружение столицы Германии.
Мы завладели городом Науэн, оттуда нанесли удар в южном направлении на город Потсдам, форсировали реку Шпрея, – перечисляет ветеран. – Наш корпус завершил бои к 15 часам 2 мая. Сопротивление берлинского гарнизона полностью прекратилось. Немцы бросали пулеметы, винтовки и выходили навстречу нам с поднятыми руками. Они сгрудились вокруг Рейхстага – сдавались. А мы с восторгом смотрели, как над Рейхстагом поднимается Знамя Победы. Это была такая радость! Понимали, что не только мы остались живы, но и сотни тысяч других людей.
Воины второй гвардейской танковой армии собрались у полуразрушенного Рейхстага – все хотели увидеть, где окончилась затеянная фашистами война. Бойцы ликовали, расписывались на стенах немецкого парламента, свой автограф оставил на этих стенах и Радий Логинов – радист-пулеметчик танка Т-34.
В строю после войны
24 июня 1945 года Москва встречала победителей. Среди командированных на Парад Победы был и Радий Логинов.
– Мы готовились к параду целый месяц, – рассказывает ветеран. – Нас разместили в доме НКО в районе станции метро «Сокол». За неделю сводили в баню, одели в новое обмундирование. Мы даже не узнавали друг друга. Войска на площади стояли по фронтам: академии, военные училища, летчики, моряки, партизаны, воины Войска Польского, пограничники. Раздался бой кремлевских курантов, и маршалы Жуков и Рокоссовский начали объезжать построения и поздравлять рода войск с Победой.
Радий Алексеевич по Красной площади проехал на полуторке, видел, как помахал солдатам Сталин. От этого у молодого танкиста аж дух захватило. После парада на площади собрались участники войны, жители Москвы, со всех сторон только и было слышно: «Победа! Победа!» Столица ликовала.
После войны Радий Логинов остался служить в армии – в Луцке Волынской области Западной Украины. Затем пошел инструктором физической культуры в спортивное общество «Спартак». Бывший фронтовик стал тренером по велоспорту. Четверо его учеников стали чемпионами СССР в командной гонке. Да и сам ветеран участвовал в Спартакиаде народов Украины, занимал призовые места.
В Красноярск Радий Алексеевич переехал в 1963 году – вслед за женой. Пошел работать на Красноярский завод телевизоров. И здесь возглавил спортивную работу. Его усилиями на предприятии были созданы секции по хоккею с мячом, футболу, лыжам, легкой атлетике, волейболу, борьбе, скалолазанию, плаванию и конькам, открыты школы для детей по фигурному катанию и шахматам. В нашем городе Радий Алексеевич подготовил 20 мастеров спорта, пять из них – чемпионы Советского Союза.
Фото Олега Кузьмина