Лет пятнадцать назад, а может, больше мне довелось попробовать медвежатину. Ходить за ней в лес было не нужно – сама пришла.
Насколько помню, дело обстояло так. Однажды в Дивногорске хмурым осенним утром дежурный милиционер увидел из окна городского отдела, как за оградой детского сада, расположенного в считаных метрах, медведь изучает содержимое мусорного бака. Офицер выскочил с одним пистолетом, начал стрелять, но такие пули зверя не свалили. На часах было около семи или даже больше, и хорошо, что подоспели пэпээсники – у них оружие посерьезнее…
Медведь оказался тощим, но, как засвидетельствовала медицина, вполне здоровым. Поэтому милиция его по-братски съела. В то время там работал мой родственник – так что и нам чуток досталось. Не скажу, что это такой уж из рук вон деликатес – было больше интересно, чем вкусно.
А дня через два после этой непредвиденной охоты учительница одной местной школы повела класс собирать осенние листья для поделок, но у края ближайшего – в черте города – леса их уже встречал, видимо, знакомый убитого накануне. Слава богу, он соблаговолил удалиться. Знакомство же двух этих хищников допускаю потому, что в тот год случился в тайге редкостный неурожай шишки и вообще всего, и медведи буквально лезли друг другу на головы в поисках съестного. Газеты писали о подлинном «медвежьем нашествии» на села и города. Тем более, как объяснил мне один охотовед, прочие годы были для медведей очень и очень благополучными, вдобавок охота в стране совсем захирела, вот они и расплодились в невиданных прежде количествах.
«Гости» зачастили
«Нашествие» в той или иной степени повторяется ежегодно, и вести о том, что медведи показываются в населенных пунктах – причем не обязательно в «таежных углах», а в городах, включая миллионный краевой центр, – уже давным-давно не сенсация. Так же, увы, как и трагические сообщения о том, что зверь покалечил или убил человека.
Вот лишь некоторые сравнительно недавние эпизоды. В марте в Большеулуйском районе возле дачного поселка охотники застрелили шатуна. В Северо-Енисейском районе косолапый попрошайничал на трассе. В окрестностях Красноярска медведь забрался на территорию радиовышки, едва не растерзал собаку и целый час держал в «заложниках» женщину, которая там работала.
Любитель бега повстречался с хозяином тайги на прогулочной аллее Столбов – к счастью, спортсмену удалось спастись. Недавно зверь выходил на парковку возле заповедника, перевернул мусорные баки и даже забрался в автобус. Камера зафиксировала медведя, прогуливающегося под фуникулером горнолыжной трассы, а совсем недавно – на окраине красноярского микрорайона Ветлужанка. Впрочем, подобными видео Интернет пополняется регулярно.
В нынешнем году из-за высокой активности медведей Столбы временно закрывали для посещения туристами. Сейчас на охраняемой территории, по данным администрации, на 47 тысяч гектаров приходится 60 особей – и, как утверждают ученые, это весьма высокая плотность медвежьего населения.
Однако помимо Столбов, где медведи, как и вообще любая живность, находятся под государственной охраной, этот зверь так же многочислен. По словам специалистов регионального министерства экологии и рационального природопользования, общее количество медведей в крае за последние годы более чем вдвое превышает норму.
Оттого, видимо, и «медвежьего» кино в Сети полным-полно, и в зоопарки медвежат особо-то не берут, и заявлений от жителей с просьбой защитить от назойливых гостей из леса все больше…
Почему их так много
– Обычно я хожу пострелять в район Верхнего Кемчуга, – говорит охотник-любитель Сергей Никонов. – С медведем вживую, слава богу, не встречался, но не было случая, чтобы я не видел медвежьих следов, в том числе свежих. Значит, он где-то неподалеку, возможно, видит меня.
Почему численность этого зверя стала настолько велика, что он стал угрожать человеку даже в шумных, задымленных городах? Большинство из тех, кто профессионально связан с этой темой, дают один ответ – охота на медведя сократилась в разы. В советские времена профессионалы получали задания на отстрел определенного количества особей, но настали времена, когда никто никому никаких заданий уже не давал, а промысловая ценность зверя не так уж велика. Правда, оставалась давняя русская забава – добыча медведя на берлоге. Но и на ней тоже был поставлен крест после 2013 года, когда был принят закон, ограничивающий срок охоты 30 ноября вместо прежнего 28 февраля.
Как рассказал «НКК» Юрий Борисенко, председатель правления «Красноярского краевого общества охотников и рыболовов», раньше профессиональный охотник, найдя берлогу на своем участке, обычно начинал искать – сам или через Интернет – желающих добыть зверя. Обычно такие объявления появлялись ноябре, а сама охота, как правило, приходилась на новогодние каникулы – пока желающие найдутся, да пока соберутся… Конечно, добывать можно и не только зимой.
– Лицензии на медведя есть, но такая охота требует особой подготовки, выдержки, – говорит он. – Поэтому в основном охотники предпочитают дичь попроще – косуль, зайчиков…
В итоге численность медведей в крае с 2009 года выросла на семь тысяч особей. Законодатели свое решение пятилетней давности мотивировали исключительно «зелеными» побуждениями, которые, конечно, хороши, если не оборачиваются человеческими трагедиями. Может, пример и не совсем в тему, но иногда доходит до абсурда. Как рассказали несколько дней назад «Вести» региональной ГТРК, заполярный Диксон оккупировали шесть белых медведей: дети сидят по домам, взрослые передвигаются по поселку как на войне – короткими перебежками и только при крайней необходимости. А сделать ничего нельзя – зверь в Красной книге. Остается только ждать, когда установятся льды и настоящие хозяева Диксона уйдут по своим делам.
Конечно, человек сам во многом виноват, что медведи так тянутся к людским «берлогам» – устраивают свалки на окраинах, оставляют после себя недоеденное на пикниках.
В одной деревне, рассказывают, вывалили за околицей внутренности забитых коров, а потом удивлялись, почему к ним заявилось аж сразу три бурых субъекта. Но на эту тему было столько сказано-пересказано, что как-то уже неудобно повторять.
Непредсказуемый
Так же много сказано о том, как себя вести при непредвиденной встрече с медведем. Здесь ассортимент рекомендаций на любой вкус: одни говорят, что нужно встать на пенек и сказать что-нибудь грубо и членораздельно, другие советуют ни в коем случае этого не делать – нужно только похлопать в ладоши, и мишка убежит. Самому же убегать нельзя ни в коем случае. Или убегать надо, но потихоньку.
На самом деле большинство охотников, с которыми приходилось на эту тему говорить, сходятся на одном: в точности о медведе известно лишь то, что он совершенно непредсказуем.
– Медведь очень серьезный зверь, мощный сильный, хитрый, – продолжает Юрий Борисенко. – Он только кажется добродушным увальнем, а когда с ним глаза в глаза встретишься – дрожь по спине. Здесь многое зависит от того, кто кого первым увидел. Лучше, если это будет человек. Тогда нужно потихоньку скрытно постараться уйти. Это лучший вариант.
– На самом деле их много, — уточняет Борисенко. – Можно заорать, чем-нибудь постучать и напугать зверя, но можно вызвать и совершенно обратную реакцию. Сколько зверей, столько и вариантов. Они ведь как люди – кто-то трусливый, кто-то наоборот. Плохо, если у него где-то рядом добыча – медведь однозначно будет ее защищать, и обычно это приводит к плачевным результатам. Даже если у человека оружие. Медведя очень сложно остановить. Это сплошные крепкие мышцы. Поэтому выстрел должен быть либо в мозг, либо в позвоночник. Если так не получится, будет очень страшно. Даже с пробитым сердцем медведь может бежать и сто, и двести метров.
Не хочется никого вконец запугать, встреча с хозяином тайги – это редкость. Но все-таки перед походом в лес полезно будет избавиться от того огромного мифологического флера, которым окружен этот замечательный зверь: он – плюшевый, он в мультиках, в зоопарке, в цирке, в бесчисленных сказках… Жизнь – не сказка.
В прошлом году в окрестностях Дивногорска в сотне метров от придорожного кафе появилась парочка медвежат. Останавливались машины, из них выходили женщины и, умиляясь, принимались снимать детишек на телефоны – и делали это до тех пор, пока кто-то громко и грубо не сказал им, что сейчас придет мама и со всех снимет скальпы. Подействовало. Уехали.
Кстати
17 сентября 2018 года региональное минприроды распорядилось отстрелять трех агрессивных медведей в Емельяновском районе. Причина – зафиксированные местной полицией участившиеся случаи выхода зверей к населенным пунктам и угроза жизни и здоровью граждан.