Нередко в сельской местности на обычных трассах можно встретить «водителей» на кустарных мотоблоках (культиваторах), да еще и с пассажирами в прицепе. Ни автовладельцы, ни пешеходы эти тихоходы всерьез не воспринимают, хотя практика показывает – отсутствие фар, слабая маневренность и низкая скорость делают поездку на таком транспорте особо опасной. И главное: передвижение на подобных агрегатах по дорогам общего пользования запрещено правилами.
В этом году в крае произошло уже восемь ДТП с участием мотоблоков: водители опрокидывали свои «тележки», врезались в препятствия или попадали под колеса машин. Например, недавно в Манском районе перевернулся мотокультиватор с самодельным прицепом – три ребенка и двое взрослых получили травмы.
Представляете, что может случиться на ночной скоростной автотрассе, если мотоблок-невидимка без фар со скоростью, едва превышающей скорость пешехода, решит развернуться?
Но есть и такие Кулибины, которые превращают мотоблоки в настоящие болиды – с двигателем более 50 кубических сантиметров и способностью разгоняться до 50 и более километров в час. Такой «снаряд» становится еще более опасным. Нередко владельцы садятся «за руль» в состоянии алкогольного опьянения, да еще и с минимальным опытом вождения, они никогда не извещают других участников о своих маневрах.
Существующие нормативы в принципе не допускают появление подобной техники на дорогах общего пользования. Разъезжать на таком агрегате можно лишь по приусадебному участку. Один из вариантов – завести мотоблок и «перевозить пешком», когда водитель идет (!) позади, держась за руль. Причем это правило распространяется на все мотоблоки и культиваторы – как произведенные лично владельцем, так и купленные в магазине. Приделать к культиватору сиденье, прицеп и скататься до ближайшего магазина – это нарушение.
Водители мотоблоков убеждены, что за поездку по обычной дороге наказание им не грозит: инспектор пожурит и отпустит. Ведь это не машина, прав у владельца обычно нет, так что и отбирать нечего. В ГИБДД предупреждают – в крае уже существует судебная практика привлечения к административной ответственности лиц, управляющих таким самодельным транспортным средством.
Если водитель был пойман за управление мотоблоком с двигателем объемом менее 50 кубических сантиметров, ему грозит штраф от 800 или 1,5 тысячи рублей. В случае если объем мотора выше 50 см3, владельца мотокультиватора могут привлечь сразу по нескольким статьям КоАП, в том числе за управление незарегистрированным транспортным средством и управление без прав. Само транспортное средство задержат и поместят на спецстоянку, а это куда более серьезные штрафные санкции.
Автоинспекторы напомнили, что не имеют ничего против самих мотокультиваторов, если владельцы используют эти агрегаты по назначению – для обработки почвы. Но вот на дорогах общего пользования им не место.
Для справки
В СССР можно было собрать полноценный автомобиль и зарегистрировать его как транспортное средство в ГАИ. Сегодня процедура сертификации настолько усложнена, что под силу лишь большим предприятиям. Даже если вы самостоятельно в гараже соберете из заводских запчастей новенький автомобиль, его не зарегистрируют в ГИБДД и не выдадут паспорт транспортного средства. И это тем более невозможно, если речь идет о самодельном мотоблоке. Такие запреты специально созданы государством, чтобы обезопасить участников дорожного движения.