В середине ноября в Красноярске произошел вопиющий случай –на дороге задержали наркомана, который оказывал услугу «трезвый водитель»: вез пассажиров. При этом водительских прав у него не было. На самом деле подобных горе-извозчиков в крае великое множество – количество пьяниц за рулем не снижается. Число желающих подработать по-быстрому растет.
С бутылкой наперевес
Статистики по пьяным водителям такси в краевом ГИБДД не ведут, так как сейчас практически любой автолюбитель может подрабатывать извозом как самостоятельно, так и через фирму. Сложно даже посчитать количество самих извозчиков.
За 10 месяцев текущего года в крае было задержано более 18 тысяч нетрезвых водителей – чуть меньше, чем в прошлом году. Количество повторно севших за руль в состоянии опьянения не снижается. Среди них немало таксистов.
Проблема не нова – многие фирмы такси на самом деле являются лишь посредниками, которые оказывают информационные услуги, связывая водителя-частника с пассажиром. В компании особо не интересуются, кто и как повезет клиента. Конечно, есть формальный список требований к документам и машине, но для самого водителя практически никаких особых условий. Первый день за рулем? Не беда. Часто нарушаете? Это ваши проблемы, вы все равно приняты. Пьете? Ваше дело, главное – доставьте клиента.
В случае ДТП, серьезной травмы или даже смерти пассажира предъявить претензии родственники пострадавшего смогут лишь таксисту, но не фирме. Ведь де-юре водитель ни на кого не работал.
Попытки навести порядок на рынке частного извоза предпринимались в нашей стране уже неоднократно. Но пока результат не радует. На всероссийской конференции «Такси-2018», прошедшей недавно, вновь поднималась эта тема. Представитель Минтранса РФ Алла Сологубова сообщила, что сейчас разрабатывается законопроект о регулировании работы агрегаторов. Он должен обязать местные власти создавать базы перевозчиков, имеющих лицензии. Получать заказы на извоз смогут только эти фирмы. Ожидается, что документ в окончательном варианте примут следующей весной. Пока ни в одном регионе таких баз нет.
Нет проблем
Завязать рабочие отношения с компанией – агрегатором такси несложно. Убедился лично. Процедура приема элементарна. Необходимо выслать фото водительского удостоверения, пройти собеседование по скайпу, показав при этом «для надежности» еще раз все документы. После смотрин вам высылают «учебное пособие» (небольшой ролик) по пользованию приложением в смартфоне и перечислению платы за пользование услугами. Совершенно необязательно, чтобы машина была в вашей собственности.
Естественно, при таком подходе обмануть самого агрегатора, показав «нарисованное» водительское удостоверение или попросив друга «попозировать» для собеседования, можно на раз-два. И, конечно, никакой речи о предрейсовых осмотрах водителя не идет. Определить, в каком ты состоянии на линии, у «работодателя» нет возможности. Да и знать об этом ему неинтересно.
«Бомбить» с обочины, как это делалось всего несколько лет назад, можно и сегодня. Один из скандальных блогеров Красноярска в свое время целый месяц подрабатывал водителем, не имея прав, пока его не уличили «друзья» из Сети. Если бы не они, вероятно, молодой человек так бы и зарабатывал извозом.
Таксист Тимофей Г., который работает на крупного агрегатора Красноярска, рассказал, что ни разу вживую не видел ни одного человека из фирмы:
– Никакого контроля за мной нет. Я могу ездить круглосуточно. Естественно, никаких перерывов, как это полагается, через час-два я не делаю. Моим работодателям на это наплевать, так же как и на состояние моего авто. Недавно у меня тормоза не работали нормально. В обычном таксопарке меня бы не выпустили на линию. Ну а тут я потихоньку зарабатываю свою копеечку. Хотя, мне кажется, чисто технически было бы возможно сделать систему, чтобы один пользователь не мог получать определенное количество заказов в день или проводить за рулем сверх оговоренного времени. Организовать техосмотр также можно было бы. Мне это невыгодно, но если поставить себя на место пассажира…
Правды ради стоит отметить, что в Красноярске есть и добросовестные компании с собственным парком авто, штатом водителей. Однако и стоимость проезда здесь выше.
Договоримся
Мы дозвонились в одну из таксомоторных фирм, которые предоставляют услуги «трезвого водителя» в Красноярске. Стоимость составляет около тысячи рублей в час. При этом компания берет на себя заботу «договориться» с автоинспектором, если вдруг остановят на дороге. (Как известно, фамилия водителя, управляющего автомобилем, должна значиться в полисе ОСАГО.)
В другой компании, водитель которой, по нашим данным, и был пойман в наркотическом опьянении, нам также рассчитали стоимость – она оказалась чуть ниже, чем в предыдущем варианте. При этом предупредили – если нет расширенной страховки ОСАГО, везти или не везти, решает сам водитель. Найдется рисковый, который не боится инспекторов, – довезет. Вот так, на свой страх и риск!
Все это еще раз доказывает, что никакого порядка на рынке перевозок нет. А ведь отсутствие контроля ведет не только к нарушениям, но и потере реальных денег. По приблизительным подсчетам властей, в крае около 33 тысяч водителей-нелегалов. Они могли бы приносить бюджету около полумиллиарда рублей в виде налогов ежегодно.
Уважаемые читатели! Как вы считаете, поможет ли новый закон навести порядок на рынке такси? Или необходимо предпринимать более жесткие меры? Звоните в редакцию по тел. 8 (391) 219-17-71 или оставляйте свои комментарии под материалом.