Орбиты Сосновоборска Непростая судьба красноярского спутника

Орбиты Сосновоборска Непростая судьба красноярского спутника

Своим рождением город-спутник Красноярска обязан двум взаимодополняющим вещам: романтической мечте и прагматическому расчету. В 70-х годах прошлого века здесь был построен градообразующий гигант десятой пятилетки – Красноярский завод автомобильных прицепов. Сейчас о нем напоминают лишь заводские корпуса. Однако согласиться с тем, что отныне миссия Сосновоборска – быть спальным районом краевого центра, не торопятся ни сами его жители, ни власти региона.

Брат КамАЗа

История Сосновоборска берет начало в 1970 году. Его появление на карте края тесно связано с крупной стройкой девятой пятилетки – возведением Камского автомобильного завода. Большегрузные автомобили марки КамАЗ должны были комплектоваться прицепами и полуприцепами, изготовленными на его заводе-побратиме проектной мощностью 100 тысяч единиц техники в год. И Совет Министров СССР принял решение построить такое предприятие в 30 километрах от Красноярска. Своей продукцией оно должно было обеспечить потребности всего Советского Союза.

Комиссия из Москвы обследовала районы деревень Терентьево и Бархатово. Самой подходящей оказалась равнинная площадка возле Терентьево. Здесь и начали строить предприятие. А его первым директором назначили Юрия Ивановича Матвеева, который руководил им девять лет и стал первым же почетным жителем Сосновоборска.

Автопром«Раньше думай о Родине, а потом о себе» – такой в те времена был лозунг. Госстрой требовал, чтобы приоритет в строительстве отдавался заводу, а жилье намечалось строить на Базаихе и для доставки рабочих из краевого центра предполагалось запустить электричку. Против этого выступили и Матвеев, и тогдашний председатель крайисполкома Николай Татарчук. Им удалось убедить Москву, что дома нужно строить рядом с заводской площадкой.

Возведение объекта было поручено управлению «Сибхимстрой». Предстояла задача высшей категории сложности: одновременно построить завод-гигант и город-спутник. В ноябре 1970 года здесь начались подготовительные работы по строительству завода и поселка, по вырубке леса, очистке территории. Проводились инженерно-геологические изыскания и отвод земельных участков под промышленный комплекс и жилой район.

Завод и город объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и в течение пятнадцати лет охваченная энтузиазмом молодежь, собравшаяся сюда со всей страны, возводила корпуса гигантского завода и современный жилой комплекс.

11 марта 1972 года в жизни коллектива завода и строителей произошло знаменательное событие – закладка первого кубометра бетона в блок литейных цехов. В будущий фундамент замуровали капсулу с обращением к молодежи – работникам будущего завода 1997 года. «Заложен завод-гигант», – писала в те мартовские дни газета «Правда». А на стройке пошли обычные смены в длительной и напряженной работе по созданию завода, который назвали братом КамАЗа.

Ни одной времянки!

Первостроители Сосновоборска вкладывали в свой город всю душу, мечтая о его счастливом будущем. В дни субботников всем городом выходили на посадку деревьев (и сегодня его улицы утопают в зелени, а широкие улицы и просторные дворы делают город неповторимо привлекательным). Царивший в те годы созидательный настрой доносят названия улиц: Новоселов, Энтузиастов, Юности, Солнечная, Весенняя.

СосновоборскПервые жители заселились в дом № 10 по улице Новоселов в 1973 году (именно в этом году 14 марта населенный пункт был официально зарегистрирован и получил название Сосновоборск). В 1974 году были открыты школа и детский сад, книжный магазин, две библиотеки.

Главный подход на заре создания города был такой: ни одной времянки! Именно поэтому город был застроен пяти- и девятиэтажными домами, благодаря чему Сосновоборск сегодня – один из немногих городов России, которому не знакома проблема ветхого жилья.

Многие дома получили в народе свои имена: «Красная Шапочка», «Серый волк», «Три поросенка», «Китайская стена». Городскому кинотеатру, который стал народной стройкой и открылся в 1986 году, сообща придумали романтическое название – «Мечта».

До 15 августа 1985 года – даты присвоения статуса города – Сосновоборск был поселком и административно входил в состав Ленинского района Красноярска.

Рассвет-закат

В 1976 году завод выпустил свою первую продукцию, которая обеспечивала потребности в увеличении грузоподъемности автомашин и создании автопоездов. К середине 1980-х годов завод достиг наивысших показателей производства: здесь собрали 100-тысячный полуприцеп. Численность рабочих на предприятии к 1988 году выросла до 10,5 тыс. человек – здесь трудился каждый третий сосновоборец.

сосновоборскРасцвет переживал и Сосновоборск. В городе сложилась развитая социально-культурная инфраструктура: больница и поликлиника, пять школ, автомеханический техникум, кинотеатры, библиотеки, музыкальная школа, клубы, пять детских садов, заводской музей.

Реформы 1990-х годов изменили экономическую ситуацию в стране. Сосновоборск не стал исключением. Экономика градообразующего предприятия пришла в упадок. В результате начавшейся реструктуризации завод распался на шесть самостоятельных подразделений. Это привело к снижению эффективности управления и сыграло отрицательную роль в сложных условиях перехода на рельсы рыночной экономики. Чтобы спасти завод, здесь планировали сборку легковых автомобилей, троллейбусов, самосвалов. Но планы так планами и остались. Читать послание первостроителей, запечатанное в капсуле, оказалось некому. В 1999 году предприятие признали банкротом.

Банкротство градообразующего предприятия резко ухудшило социальную ситуацию в городе. Из девяти тысяч работоспособного населения пять были вынуждены искать работу в Красноярске и Железногорске.

Новые возможности

Однако сосновоборцы в очередной раз проявили характер и начали по мере возможностей решать проблему трудоустройства через развитие малого и среднего бизнеса. Тем более что площади завода автоприцепов представляли для этого интерес. Наиболее известное из них – предприятие по переработке морепродуктов «Делси-С», продукция которого завоевала рынок не только в нашем регионе, но и за его пределами. «Делси» из «малышей» уже перешло в разряд крупных.

К сожалению, не все попытки развернуть новые производства в Сосновоборске оказались удачными. В январе 2007 года главный корпус завода приобрел Енисейский фанерный комбинат для реализации амбициозного инвестиционного проекта по производству большеформатной влагостойкой фанеры, ориентированного на международный рынок. Однако из-за проблем с кредиторами дело не пошло – рабочих отправили в вынужденные отпуска, Арбитражный суд Красноярского края ввел в отношении ООО «ЕФК» процедуру наблюдения.

Тем не менее, как отметил и. о. министра экономики и регионального развития края Михаил Бершадский, по этому предприятию уже намечены пути выхода:

– Надеемся, что в течение этого – максимум следующего года ситуация изменится к лучшему.

О готовности помочь сосновоборцам вернуть городу статус развитого промышленного центра заявил и врио губернатора Виктор Толоконский во время своего недавнего рабочего визита в Сосновоборск:

Это перспективный и привлекательный для жизни город. Важно, чтобы он был не только городом-спутником краевого центра, но развивал и укреплял свои собственные производства. При этом необходимо создавать хорошие условия в учреждениях здравоохранения, учебных заведениях, поддерживать строительство нового жилья, своевременно решать коммунальные вопросы. Тогда население будет расти, а город – развиваться.

«Сосновоборск находится далеко от центральных городов России – Москвы, Петербурга. И если есть люди, которые бывали в мегаполисах, то они меня поймут. Здесь, в Сибири, в Сосновоборске, еще сохранилась настоящая русская жилка – правильное отношение к семье, стране, природе, религии. Люди здесь крепкие духом, здоровьем, своими устоями. Этим и хорош город, который дает старт в жизни» – с этими словами, написанными на одном из местных интернет-форумов, трудно не согласиться.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о