После выборов губернатора в регионе парадоксальным образом обострилась партийная борьба. Внутрипартийная, если быть точнее. Сначала из фракции «Патриотов России» попросили Аркадия Волкова – давнего соратника Анатолия Быкова. По-видимому, Волкову не простили его фактический переход под другие знамена в решающий для партии момент. Затем Николай Трикман – глава регионального отделения «Справедливой России» – поставил вопрос об исключении из фракции Александра Коропачинского. Видимо, примерно за то же самое.
Партийные войны
Теперь удар пришелся в самого Трикмана: Марина Добровольская, журналист и депутат Законодательного собрания Красноярского края со стажем, заявила о своем выходе из партии, причем сделала это в максимально жестких выражениях. Решения, которые принимались руководством «Справедливой России» в последние 2,5 года, привели Марину Ивановну к выводу, что «эту секту», как она выразилась в интервью информационному агентству, пора покинуть. Вот более полная цитата: «Та партия, в которую я вступила, оказалась за бортом жизни. Теперь это закрытая секта неких господ, которые единолично решают, где и кому быть. Я не могу работать в рядах партии, которая далека от того, что называется партией. Эта партия не для меня». Далее Добровольская назвала региональное отделение «закрытым акционерным обществом под руководством Трикмана и Зубова», и так далее, и тому подобное.
Все три эпизода косвенно свидетельствуют о том, что в «партии власти» на данный момент сосредоточена не только номинальная, но и реальная политическая сила, коль скоро не последние депутаты из «оппозиционных» фракций предпочитают дрейфовать в ее сторону, нежели продолжать делать карьеру на прежних местах, считая, по-видимому, что так шансы на политическое выживание выше. Правда, если случаи в городском совете Красноярска очень на это похожи, то Марину Ивановну, человека предельно независимого, заподозрить в формальном или неформальном дрейфе в сторону «Единой России» сложно. Тем более что критика, причем критика не теоретизированная, а очень практическая, основанная, как говорится, на реальных событиях, – ее политический конек, основа ее электорального капитала, расставаться с которым было бы по меньшей мере непрактично. Если уж и дрейфовать куда, то логичнее всего в направлении «Патриотов России», с Анатолием Петровичем у Марины Ивановны исторически теплые отношения. (Помните ее фразу: «Простите, Анатолий Петрович!» – во время голосования по кандидатуре спикера Законодательного собрания одного из прежних созывов?) Правда, как тогда быть с номинальной причиной недовольства бывшими коллегами? Ведь трудно себе представить, чтобы у красноярских «Патриотов России» решения принимались коллегиально, как хотела бы Марина Ивановна. Уж скорее наоборот.
Тем не менее политические акции Марины Добровольской котируются повыше, чем акции Волкова и Коропачинского вместе взятых, и вряд ли это соотношение в ближайшее время изменится, даже если бы оба в конце концов каким-то чудом оказались в «Единой России», и уж тем более если останутся «независимыми». И, что уж совершенно точно, обе «оппозиционные» партии, потерявшие в одном случае – «орговика», в другом – «кошелек» и «совесть», вряд ли выиграют от таких потерь.
Макроанализ
Намедни Федеральная служба государственной статистики по Красноярскому краю ответила на вопрос, поставленный еще в 2002 году одним из тогдашних кандидатов в губернаторы. Помните: «Край готов совершить мощный экономический рывок. Так чего же мы ждем?» 12 лет прошло. Совершили в итоге рывок-то?
Сначала – по сути. Что в крае изменилось? На севере края (а Север – это основа стратегии нашего промышленного развития) ведется интенсивная геологоразведка, осваиваются новые месторождения, реализуются проекты в энергетическом секторе (справедливости ради, на недостроенной Богучанке Чубайс побывал еще при Лебеде), строят «северо-российский транспортный коридор», трубопроводы и транспортную инфраструктуру к местам переработки природных ресурсов, строят и реконструируют перерабатывающие производства. В общем, дым там коромыслом, и если жители центра и юга края не замечают этой «движухи», то лишь потому, что отсюда не видно. Жизнь там на самом деле бьет ключом.
Теперь цифры. За 6 лет инвестиции в основной капитал (то есть деньги, вложенные в строительство и модернизацию производств) выросли в 2,4 раза (более чем в 5 раз – в добычу, ровно в 2 раза – в переработку). В бытовом смысле это означает новые рабочие места и освоение территорий, зарплаты и рост поступлений НДФЛ в региональный бюджет (основные налоги, к сожалению, идут в Москву).
Учитывая, что львиная доля инвестиций пришлась на нефтяной и энергетический сектор, его доля в региональном валовом продукте выросла, а доля металлургии – упала (не объем производства, а именно доля). Это значит, что экономика региона стала меньше зависеть от конъюнктуры цен на металлы, и ритм наполнения бюджета стал более стабильным и прогнозируемым.
В масштабах России рост индекса промышленного роста в 2012 году составил 100,4 %, в крае он был равен 109,3 %. То есть во многом национальную промышленность в плюс вытащил именно край.
Второй раз подчеркиваю: более чем обнадеживающие цифры большинство жителей края, к сожалению, не ощущает. Это, как неоднократно говорилось, следствие спорных решений в области налоговой политики, из-за которых большая часть зарабатываемых на территории налогов поступает в Москву (это касается в первую очередь добычи полезных ископаемых) или вовсе обнуляется (это последствия введения в действие т. н. консолидированных групп налогоплательщиков). И если первое представляется с точки зрения федеральной логики более или менее логичным, то второе – очень спорно: объединяя разные предприятия в консолидированные группы, бизнесмены прибыль одних компаний уравновешивают убытками других. Нет прибыли – нет налогов. Они не то чтобы ушли в другие регионы или в Москву – их просто не стало. Над системной компенсацией этих потерь думают уже не только регионы, но и Федерация.
Тем не менее средняя зарплата в крае – самая высокая в СФО, занятость – тоже. Понятно, что каждому из нас в отдельности кажется, что жизнь от совершенства далека. Но все познается в сравнении: с другими регионами или с нашим, но 12–15 лет назад. Вы же не станете спорить, что качество жизни с тех пор резко выросло? При том что уровень жизни в Европе или США, например, за этот же срок существенно не изменился.
Abibas: made in USA
Красноярские таможенники задержали 80 тысяч единиц подделок под известные бренды. Мы бы и не обратили на это внимания, если бы не два обстоятельства. Во-первых, вместе с Adidas, Reebok, Puma и Nike с той же степенью активности начали подделывать одежду с российской олимпийской символикой. Во-вторых, в числе стран, промышляющих подобным в промышленных масштабах, кроме традиционных Китая и Таиланда, оказались… Соединенные Штаты Америки. Неужели так прижало, что не только нефтяную и газовую кубышки вскрыли, но и в легкой промышленности хулиганить начали? Ай-ай-ай!
В МИРЕ
Не сидится!
Китай вынужден был предупредить США о последствиях их вмешательства в дела Гонконга. Вовремя: пытаясь «спасти» одновременно и Украину, и Сирию, и Ирак, и теперь вот уже Гонконг, США могут и порваться. И, что характерно, всякий раз все начинается со слов: «Соединенные Штаты следят за ситуацией и надеются на разрешение конфликта мирными средствами». Внимательные дипломаты давно воспринимают такую риторику США как повод насторожиться.
Коварство МИДа
Европарламентарии попросили Россию раскрыть ответные списки невъездных евродепутатов. А МИД взял и отказал. Вы, мол, сделали это публично – дело хозяйское. А мы не станем! Очевидно, Россия расценивает ответные визовые санкции не как способ оказания публичного давления, а как инструмент дипломатической игры. И, надо сказать, использует болезненно для соперника – одна из евродепутатов – Ребекка Хармс, уже была развернута на 180 градусов при попытке пересечь границу России по дипломатическому паспорту. Да, неприятно. А что вы ожидали?
Неженская работа
Глава секретной службы США Джулия Пирсон ушла в отставку после того, как в Белый дом в очередной раз проник вооруженный тип. Сначала на выезде в лифте с Обамой оказался странный, трижды судимый охранник и стал снимать его на камеру мобильника, потом – мужик с ножом перепрыгнул через забор и успел добежать до главного входа в резиденцию, теперь вот еще один оригинал с мачете и 800 патронами в багажнике. Обама, видимо, забыл, что женщины, которые коня на скаку и в горящую избу, есть только в русских селеньях. При всем уважении к прекрасным американкам. Пришлось исправлять кадровую ошибку.
Отречение
Когда в кино спецагент попадается иностранному правительству, страна, на которую он работает, отказывается от него. Якобы таковы жесткие правила игры. Однако Путин в свое время признал всех десятерых разоблаченных агентов, работавших в США, вернул их домой и даже подробностями поделился: их сдал предатель. А вот Украина бойца батальона «Днепр», обвиняемого в убийствах мирных жителей, своим не признает. Тут же смелость нужна, воля. А где их взять?
В СЕТИ
+ нагрузки – стрессы = 100 лет
По случаю минувшего Дня пожилого человека в Сети наперебой делились рецептами долголетия. Кто-то просто «постил» фото долгожителей (самый возрастной россиянин, например, прожил 122 года), а кто-то – со ссылкой на ученых – делился вполне практическими советами о том, как дожить до 100 лет.
Кроме генетических и более простых чисто медицинских вмешательств вроде пересадки микрофлоры кишечника, предлагается следующее:
1) придерживаться «средиземноморской» диеты: фрукты, рыба, оливковое масло… Избыток аминокислот из «мясных» белков активизирует «строительство» клеток и ускоряет старение;
2) избегать сладостей: избыток глюкозы может стать причиной появления «случайных сшивок» белков других вредных соединений, ускоряющих старение;
3) добавить физических нагрузок – это беспроигрышный вариант, в разумных пределах, естественно;
4) найти «дело жизни» – то, что действительно приносит тебе удовольствие, дает почувствовать, что так ты выполняешь свою «миссию»;
5) не принимать неприятности близко к сердцу.
Как видно, оригинальных советов мало. Но ведь простота, как известно, – признак истины.