Помните, как живо мы обсуждали последствия пожара в доме на Шахтеров, который месяц назад полыхал, как свечка? Как выдумывали и передавали друг другу на кухнях и в курилках версии. Как лихо назначали виноватым то одного, то другого, то третьего. Какие эпитеты придумывали? «Мы все на пороховой бочке!»
Страшные истории
Между тем в городе – зима, и сейчас жители этой самой высотки на Шахтеров начинают по-настоящему испытывать дискомфорт. Жить в мороз с неутепленной стеной, подставленной семи ветрам, – удовольствие сомнительное. Но кому из нас теперь есть до этого дело? Совсем недавно министр строительства, архитектуры и ЖКХ Николай Глушков по телевидению заверил: работы по утеплению идут и будут выполнены до наступления сильных морозов. Что касается «горючести» материалов, то из 16 проверенных независимыми экспертами домов пожароопасными признаны два. И панели на них будут заменены.
Но вот в крае очередное ЧП. В железногорской «Школе космонавтики» у детей разболелись животы. Происшествие, слов нет. У меня трое своих, и массовое недомогание школьников мне, как и любому нормальному человеку, тоже шуткой не кажется. Но тут – хоть на улицу не выходи. Хоть в автобус не садись. К телефону – хоть вовсе не подходи. Даже из других городов звонили. Расскажи подробности! Что рассказать-то?!
Я не против свободы слова и общественной дискуссии. Беда у детей – давайте сообщим! Потребуем проверки и возьмем ее под общественный контроль. Но на этом – все! И так – ровно до тех пор, пока не закончится проверка. Закончится, будет ЭКСПЕРТНЫЙ вывод – снова сообщим. И вот тогда уже обсудим: было ли это случайностью или халатностью, локальной или системной ошибкой и как этого избежать впредь. Но собирать комментарии непонятно кого, мнения не вовлеченных людей, а зачастую и попросту слухи – это что, общественная дискуссия? Я слышал уже шесть диагнозов: «стафилококк, вызывающий осложнения», «острое отравление», «желудочный колит неизвестной этиологии», «кишечная инфекция» и, наконец, гвоздь программы – «Эбола»! Мне одному это кажется бредом?!
Сигнал прошел
Логика развития аэропорта Емельяново в крае еще только сформулирована и заявлена, еще только подготовительные работы по определению партнера разгораются, а перевозчики уже приняли сигнал: пассажиропоток в Красноярске будет расти. Приняли и отреагировали.
Уже в нынешнем сезоне из красноярского аэропорта открывается сразу несколько новых направлений. Авиакомпания «Ямал» повезет до Екатеринбурга с посадкой в Нижневартовске, «Нордстар» – в город Полярный, «ИрАвиа» – из Иркутска в Самару через Красноярск и Новосибирск, «Ангара» полетит в Усть-Кут. Но это старые знакомые Емельяново, погруженные, так сказать, в информационную повестку грядущих изменений.
Есть и новички. Royal Flight трижды в неделю будет летать на Гоа, Pegasus Asia – в Ош и Бишкек, «АЗАЛ» открывает рейс на Баку.
Последние несколько лет в стране велась активная дискуссия. На КЭФ-2014 прямо квинтэссенция ее была. Спорили либералы и консерваторы. Первые предлагали сконцентрироваться на повышении инвестиционной привлекательности регионов, вторые – активно инвестировать собственные средства в развитие инфраструктуры. Нужно создать условия, говорили либералы, и инвесторы обратят на нас внимание! Ну мы уже 20 лет условия создаем. Не то чтобы инвесторов нет, но вряд ли их стало больше от того, что мы смотрим на них просящими глазами. Если куда инвестиции и приходят, то туда, где мы и сами проявляем активность. Не носиться по рынку с приманкой, а засучить рукава и собственными силами развивать инфраструктуру. Чтобы не мы гонялись за инвесторами, а инвесторы сами спешили к нам, расталкивая конкурентов локтями, потому что иначе можно опоздать. Такая логика мне понятнее. И инвесторам, судя по всему, тоже.
Храм культуры
Это не о театре. О библиотеке. Недавно писал о том, какой весомый вклад в репутацию края вносит красноярская глубинка. Вот очередная новость: ачинская библиотека им. Пушкина признана лучшей на всероссийском конкурсе, о чем было накануне объявлено в финале конкурса в городе Краснодаре. Не буду описывать перипетии конкурсной борьбы – сотрудники библиотеки поработали отлично, спору нет. Задумался: а что сегодня вообще такое – библиотека? В чем ее роль?
Недавно зимой попал в железногорскую читальню. В буквальном смысле зашел «на огонек»: вьюга была, замерз, заглянул погреться. А там – музыкальный вечер. В следующий раз зашел уже целенаправленно – а там художественные чтения. Круто же? В одном райцентре в библиотеке собираются вязальщицы, в другом – фольклористы: ищут новые тексты и ноты, тут же репетируют, выписывают книги какие-то редкие по межбиблиотечному абонементу или как там это правильно называется.
Подозреваю, что большинство завсегдатаев бара «Облака», клуба «XXX» или комплекса ресторанов на Театральной площади покрутят пальцем у виска: с ними, мол, все ясно, чем им там еще заниматься, вот и поют свои песни. Так вся жизнь мимо пройдет!
Но потом эти же тусовщики в костюмах с российской символикой летают на лыжах по склонам Саян, а то и Альп, и испытывают удовольствие от того, какие же они все-таки русские! Национальную гордость испытывают! А что такое «национальная»? Чем конкретно они гордятся?
Тусовщики по всему миру мало отличаются друг от друга. Вряд ли на танцполе можно с первого взгляда отличить итальянца от француза или русского от немца. Вряд ли американец пьет шоты как-то иначе, чем русский. Нации отличаются другим: откуда они пришли? Какова их история? На каком языке они говорят? Какие книги читают и какие песни поют? И кто, скажите мне, сбережет для любителей ночной жизни эту самую «русскость»? Уж не они ли сами?
Библиотека и сегодня остается местом, где не только книги хранятся и библиофилы из прошлого века зависают. Там, как и в театрах, как и в филармониях, и на школьных уроках истории и литературы, продолжает вариться русский, даже намного шире – российский культурный «коктейль». Этими вот людьми, которые коротают там по два-три раза в неделю долгие зимние вечера. Мы выпиваем его из поколения в поколение – и только этим сохраняем свои корни, несмотря на все прелести агрессивной глобализации.
В МИРЕ
Успешный провал
США считают санкции в отношении России успешными. Одновременно считают, что Россия не предпринимает никаких шагов по улучшению обстановки на Украине, к чему должны были принудить ее эти самые санкции. Внимание, вопрос: в чем успех-то в таком случае?!
Потеря друга
В московском аэропорту Внуково при столкновении частного самолета со снегоуборочной машиной погиб глава французской нефтегазовой компании Total, капитализация которой сравнима с капитализацией «Газпрома», Кристоф де Маржери. Потеря тяжелая не только для компании и Франции, но и для России, в первую очередь эмоционально: де Маржери был другом нашей страны, он открыто выступал против антироссийских санкций, не боясь идти против политики Евросоюза. Тем досаднее, что трагедия произошла на нашей территории.
Кассетный аргумент
Порошенко обсудил с Меркель ситуацию с перемирием на востоке Украины. При этом, по всей видимости, президент Украины забыл упомянуть о массовых захоронениях казненных украинскими силовиками мирных жителей и кассетных бомбардировках, которые совсем недавно украинская армия применяла против собственных граждан.
Лунный суверенитет
Россия выбрала область, которую будет осваивать в качестве полигона для постоянной лунной базы: это территория, прилегающая к южному полюсу Луны, богатая запасами льда и хорошо освещаемая солнцем. В современных правовых условиях ни одно государство мира не может заявить о своем суверенитете на внеземных объектах. Однако США настаивают, что место высадки «Аполлонов» – это их «заповедная» территория, так как там их оборудование и следы экспедиций. Что же в таком случае мешает России объявить всю площадь лунной базы своей?
В СЕТИ
Турник в каждый комп!
Помните волну, которую поднял в Сети флешмоб с обливанием холодной водой? А повод, по которому обливались, помните? Я не поленился, провел небольшой опрос: из 30 человек, знавших о флешмобе, только двое помнили, в чем заключалась его идея: в поддержке людей, страдающих сосудистой патологией. Но даже эти двое не смогли припомнить, что же именно за патология имелась в виду. Напомню, речь шла о БАС – боковом амиотрофическом склерозе.
Сеть – что с нее взять – в конечном счете все превращает в развлечение, быстро затирая суть. Может, поэтому, а может, почему другому, красноярские пользователи Интернета высоких целей перед собой не ставили и предложили заведомо развлекательный и в то же время не без пользы флешмоб. Суть его в следующем. Тебе предлагают пари: кто больше подтянется на перекладине. Спорить можно на интерес или на более весомую ставку. Ты, в свою очередь, вызываешь на бой двух других, те – двоих следующих и так далее. Общее подтягивание – в марте. Через неделю после старта участников набралось уже несколько десятков человек.
Сижу теперь жду приглашения. Потому что уже знаю, кого вызову я!