Меню Поиск
USD: 73.19 +0.97
EUR: 86.89+0.89
№ 41 / 1317

«Ошибка» афериста – дыра в кошельке

Фото Олега Кузьмина Пандемия COVID-19, при всех своих отрицательных составляющих, немало способствовала технологическому прогрессу. И не только в сфере микробиологии. Эксперты признают, что за время пандемии Россия сделала колоссальный шаг в сфере развития онлайн-технологий. В нормальных условиях, для того чтобы пройти такой же путь, потребовались бы годы, если не десятилетия.

Однако любой прогресс имеет две стороны: светлую и темную. Наряду с честными гражданами в сфере онлайн-технологий активизировались и мошенники. Существуют разные оценки количества пострадавших от телефонных и интернет-аферистов в 2020 году, но все они свидетельствуют о росте преступлений в этой сфере. Так, по данным ЦБ РФ, в третьем квартале 2020 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года количество мошеннических городских телефонных номеров увеличилось на 75 процентов, мобильных – на 245 процентов, а номеров на 8 800, используемых аферистами, – на 358 процентов. Одновременно с этим почти удвоилось количество лжебанков.

При этом инструментарий для выуживания денег из кошельков доверчивых граждан все более совершенствуется. Еще недавно считалось, что основной «целевой аудиторией» злоумышленников являются люди преклонного возраста, однако практика показывает – методы социальной инженерии работают независимо от возраста жертв.

Например, недавно телефонный мошенник, сыгравший роль сотрудника биржевой компании, воспользовался желанием 34-летней жительницы Красноярска получить дополнительный доход, предложив ей поучаствовать в биржевых операциях. В итоге красноярка лишилась более 350 тысяч рублей.

Однако такие, достаточно сложные, схемы, требующие от злоумышленника умения виртуозно применять методы психологического воздействия, встречаются все же нечасто. Как правило, мошенники используют стандартные, но хорошо зарекомендовавшие себя комбинации, например, звонок лжесотрудника банка, сообщающего потенциальной жертве, что с ее счета кто-то пытается снять деньги. Расчет здесь простой: испуганный человек выдаст мошенникам ценную информацию, благодаря которой им удастся получить доступ к банковскому счету жертвы и обчистить его.

Несмотря на то что метод многократно описан в СМИ, люди продолжают попадаться на эту удочку.

Но, как уже говорилось, аферисты не останавливаются на достигнутом, разрабатывая новые схемы.

Недавно в средствах массовой информации появились сообщения о новом виде мошенничества с применением телефона и интернет-технологий. Впрочем, в данном случае речь идет о модификации уже известной схемы.

Некоторое время назад любители поживиться за чужой счет достаточно часто применяли следующий способ. На мобильный телефон приходило СМС-сообщение, что на счет, как правило, телефонный, перечислена энная сумма денег. Пока озадаченный владелец счета гадал, от чьих щедрот этот подарок, раздавался телефонный звонок. Неизвестный сообщал, что случайно перечислил деньги не на тот счет, и просил вернуть.

Большинство из нас все-таки люди порядочные, и многие выполняют эту просьбу. В итоге оказывается – никакого ошибочного перевода нет, а СМС-сообщение послано тем же мошенником, который просил вернуть деньги.

Сегодня благодаря повсеместному внедрению личных кабинетов схема перестала быть прибыльной. Ведь легко можно проверить, был ли в действительности «ошибочный» перевод.

И аферисты придумали новую схему. Теперь деньги действительно приходят на счет потенциальной жертвы. Небольшие. А дальше следует звонок неизвестного, который поясняет: ошибся адресом. И просит перечислить деньги по указанным реквизитам. Тех, кто поддается на эти убеждения, ожидают неприятные последствия. Неожиданно с их счетов начинают списываться крупные суммы. При разбирательстве выясняется, что, отправив деньги на указанный мошенником адрес, человек «привязывает» свою банковскую карту к определенному интернет-ресурсу. И тот получает возможность снимать любую сумму с карты гражданина без какого-либо подтверждения.

Махинация выглядит максимально достоверно. Как же обезопасить себя? Ведь существует вероятность, что кто-то действительно ошибочно перечислил деньги на ваш счет.
– Во-первых, ни при каких обстоятельствах нельзя выполнять банковский перевод по реквизитам, которые сообщает неизвестный вам человек, – советует пресс-секретарь банка Евгения Леонтьева. – При возникновении подобной ситуации необходимо связаться с сотрудниками вашего банка и рассказать о ней. В случае действительно ошибочного перевода банк вернет средства на счет их владельца, а не на счета третьих лиц.
Этим универсальным советом следует пользоваться и в других вызывающих подозрения ситуациях, чреватых доступом посторонних лиц к вашему банковскому счету.

№ 41 / 1317

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения


Свежий выпуск

Видео