В перечень необходимых для школьника предметов уже вошли компьютер, планшет, мобильный телефон. Порой родителям приходится даже копить на «приличный» гаджет. Правда, далеко не все осознают, источником скольких проблем он может стать.
Онлайн-этикет
Пару недель назад в интернете активно обсуждалась новость, как 12-летняя девочка села в машину к незнакомцу и уехала на встречу со своей виртуальной подругой из Instagram, которая в реальности оказалась… 50-летним мужчиной. Только чудом эта история, произошедшая в Вологодской области, завершилась благополучно.
Это очередное подтверждение тому, как «продвинутые» в новых технологиях школьники совершенно неопытны в виртуальном мире. Они не понимают, что он далеко не безобиден.
Но страшнее всего, что это не понимают и родители. Для них гаджет – лишь дорогая игрушка, обеспечивающая связь, помогающая в поиске информации – и не более того. Плохие оценки, друзья с сомнительным поведением, отсутствие ребенка дома поздно вечером – вот поводы для беспокойства. А если он тихо сидит в своей комнате с телефоном, то какая в этом опасность?
На самом деле опасности подстерегают самые серьезные, одна из них кибербуллинг, то есть травля в сети. И для нее может быть любая причина: ребенок полный или худой, низкого роста или, наоборот, высокий для своего возраста и т. п. Над ним начинают издеваться, писать про него различные небылицы.
А ведь «цифровая репутация» для ребенка очень важна. Только вот соответствующих компетенций, чтобы понять, как вести себя в таких случаях, у него нет.
– Проблема еще в том, что кибербуллинг может легко выйти за пределы виртуального мира, – рассказывает Наталья Шапруто, начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю. – И такое уже неоднократно происходило. Мы сейчас рассматриваем материалы дела, когда один мальчик подшучивал над другим – ему нравилось наблюдать за его реакцией. Потом он пошел дальше: создал группу в сети, куда добавил свою жертву, и там продолжал оскорбления. В конце концов ребенок, который стал жертвой, ударил его в фойе школы. Ситуацию рассматривали на комиссии по делам несовершеннолетних, зачинщика травли поставили на учет. Бывают и более тяжелые последствия. Пару лет назад подростки что-то обсуждали в сети, не сошлись во мнениях. Решили встретиться и «поговорить». В итоге один мальчик ранил другого ножом.
Нужно научить ребенка вовремя блокировать обидчика. И уметь игнорировать различных «троллей», которым больше всего нужна реакция человека: если ее не последует, то и продолжать оскорбления станет неинтересно.
Важно и самому не забывать о цифровом этикете: с уважением относиться к виртуальному собеседнику, понимая, что там, за аватаркой, – живой человек.
Контроль обязателен
Сейчас специалисты говорят о всплеске преступлений против половой неприкосновенности детей в сети интернет. Такие действия, как переписка интимного характера, квалифицируются по статье 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера», и за них дают вполне реальный срок.
– Чаще всего жертвами становятся ребята около 10 лет или чуть старше, – рассказывает Наталья Шапруто. – Взрослые (в основном мужчины), вступающие с ними в переписку, как правило, отличные психологи. Они знают, как поддержать в сложный момент, многие могут поинтересоваться отношениями с родителями – а в предподростковом периоде очень часто возникают конфликты – и дать какие-то советы. И когда «друг» полностью войдет в доверие и начинает просить определенные фотографии и не только… ребенок зачастую соглашается.
Поэтому родителям важно следить за тем, с кем общается ребенок, рассказать ему, что в сети, как и в обычной жизни, есть люди с недобрыми намерениями. Чтобы хотя бы частично контролировать детей, родители могут установить специальные программы на телефон.
Спорт вместо планшета
На самом деле пользоваться всеми функциями аппарата многим детям явно рано – и не только по соображениям безопасности. Несколько СМС, отправленные на определенные номера, могут нанести и финансовый ущерб.
– Заранее нужно отключить на телефоне ребенка некоторые услуги, например, междугородную, международную связь и возможность отправлять USSD‑запросы, СМС на платные номера контент‑провайдеров, – советуют в пресс-службе оператора сотовой связи. – Защитить детей от случайных подписок также можно с помощью специальных сервисов с расширенным функционалом, например, «Родительский контроль», который позволяет заблокировать доступ к опасным или нежелательным сайтам, приложениям, опасному контенту. Такой сервис дает возможность определять, сколько времени и какими приложениями может пользоваться ребенок, дистанционно проверять баланс и заряд его смартфона, включать и выключать доступ в интернет (как мобильный, так и по Wi-Fi) и видеть местоположение детей.
Если речь идет о маленьком ребенке, не стоит стесняться приобрести ему обычный кнопочный аппарат, в котором нет интернета и всего две-три игры – и то самые примитивные. Чем меньше интересного в телефоне, тем меньше соблазн провести с ним два-три часа. Сейчас многие специалисты говорят, что развитие ребенка, который все время «в гаджете», приостанавливается. Появился даже такой термин, как «цифровая деменция» – нарушение мышления и познавательной сферы ребенка.
– Я вижу в своей практике, как снижается произвольность познавательных процессов, внимание, память, мышление, – отмечает Людмила Скакун, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание». – И примерно половина обращений – это ситуации, когда ребенка невозможно оторвать от гаджета. Даже если он еще малыш и не ходит в школу. Родители с тревогой говорят, что не узнают своих детей в тот момент, когда у них забирают гаджет, – они кричат, рушат все кругом, становятся агрессивными. Не все это могут выдержать – и телефон опять возвращается к ребенку, который может увидеть в сети неподходящую для него информацию. У меня на приеме была девочка, получившая психологическую травму после просмотра взрослого фильма. Потому в начальной школе, и уж первокласснику точно, нужно покупать самый простой аппарат, чтобы ничего не отвлекало его от очень важной задачи – выстраивания взаимоотношений с одноклассниками и учителем. От этого, в том числе, зависит успеваемость. Волевая сфера у ребенка как минимум до 14 лет находится в стадии формирования. Ему очень сложно отложить в сторону аппарат.
Получается замкнутый круг: ребенок весь день сидит в интернете или играет и только вечером, когда родители приходят с работы, «вспоминает», что не сделаны уроки. Но после 3–4 часов «в телефоне» сосредоточиться на учебе уже очень сложно. «Ничего не могу понять», – жалуется он родителям, надеясь на скорую помощь, которая позволит очень быстро… Ну конечно, вернуться назад к гаджету.
«В XXI веке без телефона уже невозможно даже учиться», – скажут многие родители. Да, наша жизнь изменилась. Но нельзя ни в коем случае заменять гаджетом реальное общение с друзьями, занятия спортом, чтение хороших книг.
ВАЖНО
Памятка для детей
Невозможно предугадать все сомнительные ситуации, которые могут возникнуть в сети, но хотя бы эти элементарные правила с ребенком нужно выучить:
– Никогда не сообщай в интернете личные данные: домашний адрес, место работы родителей, номер вашей машины, номер школы, в которой ты учишься.
– Нельзя отправлять личные фотографии незнакомым людям в сети. Если они настаивают на этом – расскажи об этом родителям.
– В интернете много людей, которые выдают себя за других: на личной страничке в соцсети может быть фото ребенка, а на самом деле за ней скрывается взрослый человек. Поэтому, если виртуальный знакомый приглашает встретиться, никуда не ходи без сопровождения родителей.
– Если от незнакомых людей приходят ссылки или файлы, не открывай их и не скачивай, там могут быть вирусы или сомнительная информация.
– Правила общения в виртуальном пространстве такие же, как и в реальности: нельзя оскорблять и унижать людей, нужно относиться к ним с уважением.