Интересная тенденция: в России все больше учащихся выпускных классов выбирают продолжение учебы не в вузах, а в техникумах и колледжах. Так, по итогам приемной кампании прошлого года среднее специальное образование выбрали примерно 60 процентов девятиклассников и 30 процентов одиннадцатиклассников.
Неожиданный поворот
Из этого факта многие оптимистично настроенные комментаторы уже сделали вывод, что российская молодежь повернулась лицом к рабочим профессиям, где сегодня наблюдается серьезный кадровый дефицит. Хотелось бы в это верить, однако есть ряд обстоятельств, которые несколько меняют картину.
Во-первых, среди самых востребованных профессий сегодня отнюдь не только рабочие. Нехватка трудовых ресурсов ощущается в сферах ретейла и услуг. Например, существует громадный дефицит нянь. Но особенно сложно обстоят дела с IT-специалистами. А это отнюдь не рабочая специальность (как, кстати, и няня).
Во-вторых, недостаток кадров ощущается и там, где, казалось бы, должно быть их перепроизводство. Например, пресловутые «юристы-экономисты». Казалось бы, учебные заведения выпускают их в огромных количествах. Но вот в Федеральной службе судебных приставов заявляют о недоборе сотрудников. И речь как раз идет о специалистах со средним специальным юридическим образованием! Значит, где-то пусто, а где-то густо?
Наконец, какова мотивация учащихся выпускных классов, выбирающих техникумы и колледжи?
Традиционно говорят о нескольких «за» в пользу среднего специального. Первое – возможность раньше получить профессию и начать зарабатывать собственные деньги. Второе – нежелание сдавать ЕГЭ. Третье – возможность после окончания колледжа или техникума получить преференции при поступлении в профильный вуз. Тем более что существуют исторически сложившиеся «связки». Например, аэрокосмический колледж и университет Решетнёва, Красноярский медицинский техникум и медуниверситет, Красноярский финансовый колледж, являющийся филиалом Финансового университета при Правительстве РФ, и множество других. При этом выпускник среднего профессионального учебного заведения, поступая на второй или третий курс профильного вуза, не только ничего не теряет, но и приобретает. Многие совмещают получение высшего образования с работой. Трудно сказать, какой из этих мотивов является приоритетным.
Нормальные герои
Из положительных моментов можно назвать, в первую очередь, наличие бюджетных мест, поступление без вступительных испытаний и результатов ОГЭ и ЕГЭ, сокращение периода времени для получения профессионального образования, – отмечает директор Красноярского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Павел Клачков. – Отметить необходимо и изучение школьной программы 10-го и 11-го классов всего за один год, притом что 30 процентов учебного плана составляет практическая подготовка. Плюсуем сюда возможность получения высшего образования по ускоренной программе (сокращение срока обучения). Нельзя не отметить и повышение престижности рабочих профессий, что сейчас пропагандируется на уровне государства, и растущий спрос на определенные специальности от потенциальных работодателей. Стоимость обучения в среднем профессиональном образовании, если мы говорим о платной форме, существенно ниже, чем в высшем образовании. Однако необходимо сказать об увеличенной нагрузке на обучающихся первого курса СПО по сравнению со школьной программой.
А вот мнение Алены Ш., одной из красноярских мам, чей сын-девятиклассник осознанно выбрал именно техникум, да еще и сомневающуюся маму убедил.
– У меня племянница недавно окончила юрфак СФУ. Но сначала после школы она, хотя была отличница, спортсменка, активистка, пошла с хорошим аттестатом в юридический техникум, прошла по баллам на бюджет, окончила техникум с красным дипломом и сразу поступила на третий курс в СФУ. При этом уже работала и совмещала работу с учебой. Да, это было сложно, но зато она уже три года работает в хорошей компании, получает высокую зарплату и сама рассчитывается за квартиру, взятую в ипотеку.
Сейчас это очень распространенная история. И в том числе потому, что дети не хотят тратить столько усилий, чтобы их готовили только к ЕГЭ, считают бесполезными эти два года. По существу, количество новых знаний в это время сокращается. Остаются только профильные предметы, которые ты выбрал для ЕГЭ. И главной задачей становится именно подготовка, «натаскивание» на единый госэкзамен. Дети находятся в постоянном стрессе, потому что боятся не сдать. Родители тоже, тем более что школа зачастую не обеспечивает качественной подготовки. Многие нанимают репетиторов. И получается вообще странная картина. Ведь репетиторы – в большинстве своем те же учителя школ. И как репетиторы они занимаются ровно тем, чем должны заниматься в школе. Но за отдельную плату.
И вновь о ЕГЭ
Возможно, этот монолог слишком эмоционален, но он достаточно точно отражает тему. Если раньше среднее профессиональное образование было уделом более или менее твердых троечников, то сегодня в колледжи идут выпускники с высоким средним баллом. В том числе и потому, что возросший поток абитуриентов позволил этим учебным заведениям брать не всех подряд, а выбирать лучших. Сегодня для того, чтобы попасть на некоторые специальности в техникум, необходимо быть отличником, а иногда и этого мало. И возникает еще одна проблема, о которой говорят многие учителя и директора школ. Лучшие и наиболее целеустремленные уходят после 9-го класса, а неопределившиеся просто «досиживают» оставшиеся два года. Мало того что эти ребята сами теряют время, но они еще и демотивируют тех, кто реально хочет учиться, сдать ЕГЭ и поступить в выбранный вуз.
Впрочем, претензий к ЕГЭ в разное время было достаточно. В очередной раз сегодня муссируется тема его отмены с 2025 года, но консенсуса по этому поводу точно нет. Хотя бы потому, что никто не знает, чем его заменить. Однако молодые люди, поступающие в техникумы и колледжи, эту замену нашли. Подход здесь абсолютно прагматичный, что не может не радовать. Очевидно, молодежь прекрасно понимает, чего хочет, и выбирает наиболее удобный путь к цели. А вот поможет ли это решить вопрос дефицита рабочих рук? Возможно, но не там, где работодатели экономят на заработной плате и создании нормальных условий труда и отдыха. И не там, где они безнадежно отстали с роботизацией и пытаются заменить ее ручным трудом.