Рассказать о своих впечатлениях о театре языком современного искусства. Насколько это возможно? Ответ на этот вопрос каждый найдет на необычной выставке «Следы», приуроченной к 65-му, юбилейному сезону музыкального театра.
С вниманием и трепетом
На этажах театрального фойе зрители увидят работы молодых красноярских художников – итог своеобразной творческой лаборатории, в ходе которой они в течение трех месяцев знакомились с театром.
С особым чувством музыкальный театр будет открывать юбилейный сезон благодаря совместному творческому проекту со Школой современного искусства Музейного центра «Площадь Мира», – отметила Ольга Романова, директор Красноярского музыкального театра. – «Следы» для нас — совокупность нашей театральной жизни — сценической и закулисной. Зритель сам сможет убедиться, с каким трепетом и вниманием отнеслись красноярские художники к этой жизни.
Проект «Следы» – один из примеров выхода за рамки привычных форматов музейной деятельности, — рассказала директор Музейного центра «Площадь Мира» Ольга Темникова. Это развивает межинституциональное взаимодействие: музей и театр не конкурируют за зрителя, напротив, существуют в общей синергии.
В фойе зрителей встречает инсталляция из текстиля, на которой панно из рук. Таким образом в сознании художницы трансформировалась фраза о том, что «актеры дотягиваются до души зрителей». Здесь они могут аккуратно дотянуться в ответ. С обратной стороны – тонкая ручная работа, это театральная сетка – именно на нее крепятся декорации, своеобразная изнанка любого спектакля.
Автору, молодой художнице Вайе, сцена представляется как портал между закулисьем и зрительным залом:
В своем проекте я раскрываю больше изнаночную часть театра и предлагаю зрителю как будто через зеркальный портал оказаться на обратной стороне, которую он никогда не увидит из кресла в зале.
Стоит поднять голову вверх, чтобы увидеть другую инсталляцию – паутину и паучков из бисера и стекляруса. Именно такая ассоциация с невидимыми работниками, которые ткут свои нити под покровом ночи и за закрытыми дверями, всегда оставаясь незамеченными, родилась у Валерии Тыняной и воплотилась в инсталляцию «Видимые невидимые».
Она посвящена невидимым сотрудницам из швейного, костюмерного, живописного цехов, кто вкладывает столько труда для постановки спектакля и чьих имен мы нигде и никогда не видим, – рассказывает девушка.
Но стоит подсветить композицию софитами, чтобы вывести ее из зоны невидимости.
О самопожертвовании и служении
Рядом еще одна удивительная работа – яркая картина с птицами, часть триптиха.
Художнице Валерии Амирханян театр напомнил особую экосистему, ее поразили близкие, почти семейные, взаимоотношения коллег, готовность к самопожертвованию и служение общей цели. А это не всегда так просто, как кажется на первый взгляд. К примеру, в работе над созданием рок-оперы «Орел и Ворон» заняты 350 человек.
Это напомнило мне об явлении мурмурации — синхронного скоординированного полета стаи птиц, причину и природу которого до конца не могут объяснить ученые. Также недоступна и объята тайной сложно организованная работа над созданием спектакля.
В разных уголках фойе можно найти причудливые окошки – это работы Паши Пошукая.
Театр и человеческий дом связаны, как мне кажется, – говорит он. – Как и в театре, в каждом доме, в каждом окне свои декорации, свои спектакли и свои актеры. Довольно часто мы разные, в зависимости от места и окружающих нас людей, — как и артисты, играющие разные роли. Проект «Одним глазом» тесно связан с моим стрит-артом: окна со сценами из постановок театра разбросаны по фойе, как граффити по улицам города. Заглядывая в эти окна и отражаясь в них, зрители могут сыграть свой собственный спектакль.
Думается, что такая выставка оставит свой след у всех, кто познакомится с работами. Каждая из них – своеобразные двери внутрь театра, за привычные границы спектакля, его декораций и афиш. Туда, где раскрывается невидимое стороннему взгляду пространство творчества, вдохновения, неустанного поиска и кропотливого труда.
18+