Автономное существование – интересный эксперимент, но для многих в крае он стал частью жизни. Несколько месяцев в году труднодоступные поселки, отрезанные от большого мира водой, с раскисшими или заметенными снегом дорогами, становятся «островками» или «тупиками». Решение транспортной проблемы для их жителей – вопрос первостепенный.
Хождения за три моря
Вряд ли в России найдется такой уникальный по транспортной доступности поселок, как Мотыгино. Путь к нему преграждают три реки – Енисей, Ангара и Тасеева. Летом – три парома и грунтовая дорога, отсыпанная крупным скальником. Зимой жители ждут, когда встанет лед и образуется переправа. В межсезонье Мотыгино недоступно. Поселок ветшает, его развития не предвидится. Поэтому Мотыгино – один из лидеров краевой программы переселения: люди активно подают заявки и получают сертификаты на жилье в других районах.
Жизнь в Черемушках Балахтинского района, что на правом берегу красноярского водохранилища, также зависит от парома и ледовой переправы. К транспортным трудностям люди привыкли. Но когда пришло сообщение, что в местной участковой больнице закрывают круглосуточный стационар и сокращают несколько кабинетов, в поселке началась паника. Понятно, что в маленькой больнице уже давно не лечат. За квалифицированной медицинской помощью нужно ехать в районный центр. Однако жителей пугает то, что в экстренном случае до Балахты не доедешь. Переправа составляет 12 километров. Ночью и в непогоду она закрыта. В межсезонье единственный способ добраться до районного центра – воздушный катер, который тоже ходит по расписанию – утром и вечером.
Как отмечают в министерстве транспорта Красноярского края, доступность в условиях сезонных переправ недостаточна для беспрепятственного жизнеобеспечения подобных населенных пунктов. Здесь необходимо развивать авиацию и судоходство.
Наводить мосты
Территории, которые разделяет водохранилище, обречены на вечную зависимость от переправы. Поселки за рекой имеют шанс на строительство моста. Шанс призрачный, так как строить капитальный мост в чисто социальных целях неэкономично.
В редакцию «НКК» с проблемой транспортной доступности не раз обращались жители поселка Предивинск Большемуртинского района. В далекие годы вся инфраструктура территории находилась на балансе богатого леспромхоза. Отдаленный поселок на правом берегу Енисея в ту пору больше напоминал настоящий оазис, нежели таежный тупик. Жили и не тужили. Сейчас ситуация иная. В этом году из-за теплой зимы несколько месяцев не было переправы. Люди пешком ходили по Енисею, несмотря на запреты МЧС. А объездная дорога – это огромный крюк.
В правительство края постоянно поступают обращения. Жители труднодоступных поселков просят построить мосты через Енисей в районе п. Высокогорский, через Чулым на автодороге Александровка – Ершово, в районе Предивинска, через речку Кова в Богучанском районе, через реки Тасеева и Ангара в Мотыгинском районе. Вероятнее всего, первым в реализации станет мост у п. Высокогорский. Строительство предусмотрено в рамках развития Ангаро-Енисейского кластера. И его появление связано как с социальными потребностями, так и с экономическим развитием края в целом. Благодаря тому, что в этом месте появится экономический центр, возникнет мост, который нужен населению. В министерстве транспорта Красноярского края подчеркивают: капитальный мост – трудоемкое и затратное сооружение. Поэтому покорять большие и малые реки края планируется постепенно, расставляя приоритеты.
Доступ разрешен
Против железной экономической логики возразить нечего. Однако бывают приятные сюрпризы. Пример – открытие нового капитального моста через реку Кемь у деревни Малобелая в Енисейском районе. Небольшая деревушка получила надежный доступ к благам цивилизации. Мост через Кемь на 100 % социальный, только для бытовых нужд жителей. Для деревни строительство моста стало историческим событием. На протяжении многих лет в период весеннего паводка легкую временную переправу – низководный деревянный мост – сносило ледоходом. Из-за отсутствия объездных путей администрация Енисейского района устраивала лодочную переправу. Теперь попасть в деревню можно в любое время дня и ночи. Открытие моста стало для жителей самым большим праздником. В Малобелой составили благодарственное письмо главе региона.
Строительство обошлось краевой казне в 35 млн рублей. Средства потрачены эффективно. Ежегодно на организацию лодочной переправы из бюджета сельсовета расходовали около 100 тысяч рублей. Для деревни сумма фантастическая.
Справка:
В селе Чибижек Курагинского района отремонтирован аварийный мост через реку Безымянка. Небольшая водная переправа крайне важна для села, где проживают 165 человек. Мост – единственная связь жителей с районным центром, также по нему перевозят школьников в соседний город Артемовск. Ремонтные работы начались осенью прошлого года. Теперь железобетонный мост с заасфальтированной проезжей частью полностью соответствует современным требованиям. Всего в 2014 году работы будут проводиться на 22 мостах. Среди крупных объектов – мосты через реки Суразовка (Бирилюсский район), Чиндат (Тюхтетский район), Сереж (Ужурский район) и другие. На ремонтные работы выделят порядка 370 млн рублей.
Комментарий
Обращения жителей края в редакцию, связанные с проблемой транспортной доступности поселков, мы передали в министерство транспорта региона. Из ведомства пришел развернутый ответ:
– Проблемы с транспортной доступностью обусловлены значительными расстояниями между населенными пунктами. В аналогичных условиях весь мир чаще всего придерживается иной транспортной политики. Например, Аляска ориентирована на воздушное сообщение. В наших условиях приходится искать комбинированные варианты из всех видов транспорта.
Серьезную нишу занимает водный транспорт. За навигацию по Енисею скоростные и водоизмещающие суда, паромные переправы и суда на воздушной подушке перевозят порядка 400 тыс. пассажиров. Например, на маршруте Красноярск – Дудинка сформированы 18 остановочных пунктов, только в шести из которых имеется регулярное воздушное и автомобильное сообщение.
К развитию авиасообщения в регионе подходят системно: создано и работает государственное предприятие Красноярского края «КрасАвиа», обеспечивающее социально значимые авиационные пассажирские и грузовые перевозки – как на самолетах, так и на вертолетах. Очевидно, что в ближайшее время необходимо менять существующую региональную авиасеть в части маршрутов и регулярности. На сегодняшний день местные авианаправления характеризуется закольцованностью на краевой центр и отсутствием межмуниципальных связей. При этом потребность в таких связях есть. Наша задача – при развитии региональных авиаперевозок учесть в первую очередь интересы пассажира.
На территории Центральных и Южных районов имеются населенные пункты, транспортной особенностью которых является не отсутствие дорог как таковых, а их невысокое качество. Автодороги не имеют твердого покрытия, и в межсезонье проезд по ним затруднителен. Но и в этом случае жители края не остаются без внимания. Ежегодно в рамках ремонтных кампаний выполняются работы не только на магистральных направлениях, но и на дорогах, обеспечивающих подъезд к небольшим населенным пунктам. 30-40 % от объема средств на ремонтные работы по краю расходуется именно на такие дороги.
Если говорить о принципиальных решениях, то на протяжении последних нескольких лет Красноярский край участвовал в федеральной программе развития сельскохозяйственных дорог. Суммарная протяженность отремонтированных, а местами и заново построенных дорог составила 22 км. Транспортная обеспеченность развивающих сельское хозяйство населенных пунктов была на неудовлетворительном уровне. Теперь ситуация выглядит иначе.