Острова невезения

В крае более 200 труднодоступных поселков, где люди живут как «робинзоны»

Острова невезения В крае более 200 труднодоступных поселков, где люди живут как «робинзоны»
Семья таежных отшельников-староверов Лыковых прожила 40 лет в саянской тайге, вдали от цивилизации. Они сами добывали пищу, строили жилье, лечились народными средствами. Связь с цивилизацией им была не нужна.

Автономное существование – интересный эксперимент, но для многих в крае он стал частью жизни. Несколько месяцев в году труднодоступные поселки, отрезанные от большого мира водой, с раскисшими или заметенными снегом дорогами, становятся «островками» или «тупиками». Решение транспортной проблемы для их жителей – вопрос первостепенный.

Хождения за три моря

Вряд ли в России найдется такой уникальный по транспортной доступности поселок, как Мотыгино. Путь к нему преграждают три реки – Енисей, Ангара и Тасеева. Летом – три парома и грунтовая дорога, отсыпанная крупным скальником. Зимой жители ждут, когда встанет лед и образуется переправа. В межсезонье Мотыгино недоступно. Поселок ветшает, его развития не предвидится. Поэтому Мотыгино – один из лидеров краевой программы переселения: люди активно подают заявки и получают сертификаты на жилье в других районах.

Жизнь в Черемушках Балахтинского района, что на правом берегу красноярского водохранилища, также зависит от парома и ледовой переправы. К транспортным трудностям люди привыкли. Но когда пришло сообщение, что в местной участковой больнице закрывают круглосуточный стационар и сокращают несколько кабинетов, в поселке началась паника. Понятно, что в маленькой больнице уже давно не лечат. За квалифицированной медицинской помощью нужно ехать в районный центр. Однако жителей пугает то, что в экстренном случае до Балахты не доедешь. Переправа составляет 12 километров. Ночью и в непогоду она закрыта. В межсезонье единственный способ добраться до районного центра – воздушный катер, который тоже ходит по расписанию – утром и вечером.

Как отмечают в министерстве транспорта Красноярского края, доступность в условиях сезонных переправ недостаточна для беспрепятственного жизнеобеспечения подобных населенных пунктов. Здесь необходимо развивать авиацию и судоходство.

Наводить мосты

Территории, которые разделяет водохранилище, обречены на вечную зависимость от переправы. Поселки за рекой имеют шанс на строительство моста. Шанс призрачный, так как строить капитальный мост в чисто социальных целях неэкономично.

В редакцию «НКК» с проблемой транспортной доступности не раз обращались жители поселка Предивинск Большемуртинского района. В далекие годы вся инфраструктура территории находилась на балансе богатого леспромхоза. Отдаленный поселок на правом берегу Енисея в ту пору больше напоминал настоящий оазис, нежели таежный тупик. Жили и не тужили. Сейчас ситуация иная. В этом году из-за теплой зимы несколько месяцев не было переправы. Люди пешком ходили по Енисею, несмотря на запреты МЧС. А объездная дорога – это огромный крюк.

В правительство края постоянно поступают обращения. Жители труднодоступных поселков просят построить мосты через Енисей в районе п. Высокогорский, через Чулым на автодороге Александровка – Ершово, в районе Предивинска, через речку Кова в Богучанском районе, через реки Тасеева и Ангара в Мотыгинском районе. Вероятнее всего, первым в реализации станет мост у п. Высокогорский. Строительство предусмотрено в рамках развития Ангаро-Енисейского кластера. И его появление связано как с социальными потребностями, так и с экономическим развитием края в целом. Благодаря тому, что в этом месте появится экономический центр, возникнет мост, который нужен населению. В министерстве транспорта Красноярского края подчеркивают: капитальный мост – трудоемкое и затратное сооружение. Поэтому покорять большие и малые реки края планируется постепенно, расставляя приоритеты.

Доступ разрешен

Против железной экономической логики возразить нечего. Однако бывают приятные сюрпризы. Пример – открытие нового капитального моста через реку Кемь у деревни Малобелая в Енисейском районе. Небольшая деревушка получила надежный доступ к благам цивилизации. Мост через Кемь на 100 % социальный, только для бытовых нужд жителей. Для деревни строительство моста стало историческим событием. На протяжении многих лет в период весеннего паводка легкую временную переправу – низководный деревянный мост – сносило ледоходом. Из-за отсутствия объездных путей администрация Енисейского района устраивала лодочную переправу. Теперь попасть в деревню можно в любое время дня и ночи. Открытие моста стало для жителей самым большим праздником. В Малобелой составили благодарственное письмо главе региона.

Строительство обошлось краевой казне в 35 млн рублей. Средства потрачены эффективно. Ежегодно на организацию лодочной переправы из бюджета сельсовета расходовали около 100 тысяч рублей. Для деревни сумма фантастическая.

Справка:

В селе Чибижек Курагинского района отремонтирован аварийный мост через реку Безымянка. Небольшая водная переправа крайне важна для села, где проживают 165 человек. Мост – единственная связь жителей с районным центром, также по нему перевозят школьников в соседний город Артемовск. Ремонтные работы начались осенью прошлого года. Теперь железобетонный мост с заасфальтированной проезжей частью полностью соответствует современным требованиям. Всего в 2014 году работы будут проводиться на 22 мостах. Среди крупных объектов – мосты через реки Суразовка (Бирилюсский район), Чиндат (Тюхтетский район), Сереж (Ужурский район) и другие. На ремонтные работы выделят порядка 370 млн рублей.

Комментарий

Обращения жителей края в редакцию, связанные с проблемой транспортной доступности поселков, мы передали в министерство транспорта региона. Из ведомства пришел развернутый ответ:

– Проблемы с транспортной доступностью обусловлены значительными расстояниями между населенными пунктами. В аналогичных условиях весь мир чаще всего придерживается иной транспортной политики. Например, Аляска ориентирована на воздушное сообщение. В наших условиях приходится искать комбинированные варианты из всех видов транспорта.

Серьезную нишу занимает водный транспорт. За навигацию по Енисею скоростные и водоизмещающие суда, паромные переправы и суда на воздушной подушке перевозят порядка 400 тыс. пассажиров. Например, на маршруте Красноярск – Дудинка сформированы 18 остановочных пунктов, только в шести из которых имеется регулярное воздушное и автомобильное сообщение.

К развитию авиасообщения в регионе подходят системно: создано и работает государственное предприятие Красноярского края «КрасАвиа», обеспечивающее социально значимые авиационные пассажирские и грузовые перевозки – как на самолетах, так и на вертолетах. Очевидно, что в ближайшее время необходимо менять существующую региональную авиасеть в части маршрутов и регулярности. На сегодняшний день местные авианаправления характеризуется закольцованностью на краевой центр и отсутствием межмуниципальных связей. При этом потребность в таких связях есть. Наша задача – при развитии региональных авиаперевозок учесть в первую очередь интересы пассажира.

На территории Центральных и Южных районов имеются населенные пункты, транспортной особенностью которых является не отсутствие дорог как таковых, а их невысокое качество. Автодороги не имеют твердого покрытия, и в межсезонье проезд по ним затруднителен. Но и в этом случае жители края не остаются без внимания. Ежегодно в рамках ремонтных кампаний выполняются работы не только на магистральных направлениях, но и на дорогах, обеспечивающих подъезд к небольшим населенным пунктам. 30-40 % от объема средств на ремонтные работы по краю расходуется именно на такие дороги.

Если говорить о принципиальных решениях, то на протяжении последних нескольких лет Красноярский край участвовал в федеральной программе развития сельскохозяйственных дорог. Суммарная протяженность отремонтированных, а местами и заново построенных дорог составила 22 км. Транспортная обеспеченность развивающих сельское хозяйство населенных пунктов была на неудовлетворительном уровне. Теперь ситуация выглядит иначе.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного